» » Соотношение сторон экрана. Соотношение сторон при фотосъемке пейзажа Пропорции фотографии 10 на 15

Соотношение сторон экрана. Соотношение сторон при фотосъемке пейзажа Пропорции фотографии 10 на 15

Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

a: b = b: c или с: b = b: а.

Геометрическое изображение золотой пропорции

Если отрезок C принять за 100 частей, то большая часть отрезка (b) равна приблизительно 62, а меньшая (a) - 38 частям. Или приблизительно b=5/8 , а = 3/8.

Более подробно с теоретическими выкладками можно познакомиться на сайте.

Мы не будем на этом останавливаться, а сразу приступим к практическому применению.

Рис. 1

На рис. 1 показано, как оформляемая работа откадрирована под пропорции золотого сечения с соотношением сторон 5/8 и 3/8.

Большая сторона (AB) фотографии является меньшим (A1C1) размером паспарту, который в свою очередь соотносится с шириной паспарту (A1B1) как 3/8 и 5/8.

Размещение окна в паспарту для фотографии рассчитывается через математическую линию горизонта (она не обязательно совпадает с реальной на фотографии) E1F1, делящую высоту паспарту и фотографии на отрезки, длины которого соответствуют пропорциям золотого сечения

Рис. 2

В результате совмещения EF c E1F1 мы получили позиционирование окна в паспарту. Аналогичным образом мы можем рассчитать наиболее подходящую ширину багета, исходя из соотношений верхней части ширины паспарту к ширине багета. (BG)/ (GK) =5/3.

Также можно поступать, если оформляемая работа не имеет необходимых пропорций.

В этом случае мы также сначала рассчитываем внешние размеры паспарту из максимального размера фотографии, а потом через линию горизонта позиционируем внутреннее окно.

Рис. 3

Нетрудно заметить, что при соотношении сторон оформляемой работы приближающихся к квадрату, верхняя и нижняя часть паспарту будут сильно уменьшаться. Очевидно, что при подобных пропорциях последовательно применять принцип Золотого сечения будет нельзя.

Однако мы можем его использовать в локальных задачах, так как он действует везде.

Надо только помнить, что этот принцип необходимо рассматривать во взаимодействии целого с частностью, а не вычленять как некий универсальный эталон.

Рис. 4

На примере рис. 4 мы использовали стандартный прием расчета ширины полей паспарту, применяемый во многих багетных мастерских 6/6/7 . При этом боковые и верхнее поля задаются одного размера по 6 см., а нижнее поле немного больше - 7 см.

На самом деле подобные размеры вовсе не являются оптимальными, они появились исходя из стандартных размеров уголков паспарту, с которыми работают на приеме заказов, и на них и ориентируются при расчетах. Принцип «золотого сечения» здесь применяется для определения ширины рамы аналогично рис. 1-3 .

Мы можем утверждать, что согласно этих пропорций, соотношение рамы и паспарту достаточно гармонично, однако если рассматривать все в целом, вместе с размерами самой работы, то она чересчур широка, и подавляет оформляемую фотографию.

Поэтому подобное решение мы находим неудовлетворительным.

Рис. 5

Однако, если по другому рассмотреть данные соотношения, где ширина поля равна 100 ед. а толщина рамы 3/8 от нее, то мы получаем рамку более тонкую, и вся наша композиция гармонизируется. (рис. 5 )

Однако и это не все!

Можно использовать эти соотношения в сторону увеличения рамы.

Тогда паспарту к раме будет соотноситься как 3/8 к 5/8 и мы получим вот такой результат, который еще больше концентрирует внимание на оформляемой работе и подчеркивает глубину пространства.

Рис. 6

Если мы сравним это оформление с вышеприведенными, то можем заметить следующие эффекты.

В первом варианте (рис. 2 ) оптический центр практически полностью совпадает с границами оформляемой работы и сама рама находится на таком удалении от нее, что фактически не оказывает на никакого воздействия на восприятии фотографии. Все внимание полностью сконцентрировано на изображении.

На рис. 3 за счет «придавливания» сверху и снизу возникает «панорамный» эффект, когда взгляд пытается представить продолжение композиции слева и справа, добавляя необходимую ширину.

На рис. 4 внутреннее содержание подавлено. Взгляд бегает по раме и паспарту и с трудом фокусируется в центре.

Рис. 5 гармоничен, но рама участвует во внутренней композиции оформления, и поэтому должна быть точно подобрана по цветовому решению.

Рис. 6 тоже довлеет над работой, но своей массой и линиями углов все время сдвигает взгляд вовнутрь, дополнительно концентрируя внимание на изображении.

На данных примерах мы рассмотрели принцип Золотого сечения применительно к расчету полей паспарту и выборе толщины рамы. Вместе с тем эти пропорции присутствуют во многих элементах обрамления, в дизайне самого багета, а мы зачастую даже не можем объяснить, почему нам нравится одна форма и не нравится другая.

Айвар Пожарский.
Санкт-Петербург. Май.2007 год.

При работе над фотопейзажем очень важное значение имеет правильный выбор соотношения сторон «картины». Грамотно подобранные пропорции ширины и высоты снимка способны существенно улучшить даже посредственный пейзаж. А если эти пропорции будут неправильными, то «рассыплется» композиция и отлично снятого пейзажа. Вот поэтому мы считаем, что на эту тему стоит порассуждать, и посвящаем ей сегодняшнюю статью, в которой постараемся дать вам несколько советов о том, как правильно выбирать соотношения сторон пейзажного снимка.

Композицию можно смело назвать главным, ключевым фактором, основой всего фотоискусства. Именно композиция делает фотографию значимой и хорошей. И это совершенно не зависит от жанра снимка - пейзаж это, портрет, натюрморт или репортаж. Композиция всегда и везде, в любом кадре должна быть идеальной. Ну, или, хотя бы, к этому нужно всегда стремиться. И немалую роль в построении композиции играют пропорции кадра, соотношение размеров его сторон относительно друг друга.

В фотографии, как и в любом другом виде изобразительного искусства, существует множество правил и законов. Эти правила и законы принято знать (но не всегда - соблюдать. Это незаконы физики или математики. Как говорили старые мастера фотографии, законы композиции нужно знать для того, чтобы их нарушать). Речь о правиле третей, например, или о так называемом «золотом сечении», или законе ведущих линий… Но вот беда. Когда мы непосредственно берем в руки фотокамеру и начинаем снимать, мы зачастую забываем о самом снимке. О том, что мы получим на нашей фотокартинке в конечном итоге.

Если мы правильно подберем соотношение сторон этой картинки, то композиция нашего снимка значительно улучшится. Например, таким образом можно подчеркнуть в кадре что-то важное, и в то же время отсечь ненужные, незначимые, отвлекающие внимание зрителя от главного детали и элементы. Если же соотношение сторон будет неточным, неправильным, то это может разрушить композиционный баланс всей фотографии. Вот почему мы настоятельно рекомендуем вам думать о пропорциях кадра еще во время съемки. Научитесь представлять себе будущий снимок мысленно. Это умение даст вам возможность выбрать идеальную для конкретно этого снимка композицию.

К сожалению, о пропорциях сторон часто вспоминают на этапе постобработки снимка, при его кадрировании. Но это, чаще всего, есть не что иное, как стремление исправить неудачную композицию уже сделанного снимка.

Давайте подумаем о том, как же всё-таки конкретное соотношение сторон влияет на композицию снимка. Думаю, разобраться в этом будет совсем не сложно даже начинающему фотографу. Сегодня мы рассмотрим это на конкретных примерах. Из нашей статьи вы узнаете о нескольких распространенных вариантах соотношения сторон кадра, о достоинствах и недостатках каждого из них. Расскажем мы и о том, в каких конкретно случаях то или иное соотношение выгоднее использовать.

Некоторые фотографы и теоретики фотоискусства, между прочим, имеют на этот счет свое, особое мнение. Они считают, что кадрирование фотографий без учета устоявшихся пропорций размера сторон позволяет автору создавать своего рода уникальное соотношение, которое основано на его авторском видении композиции данного конкретного снимка, на его, автора, восприятии изображаемого пространства. Но этот подход имеет один минус. Он заключатся в том, что при работе с нестандартными форматами возникают порой серьезные проблемы с печатью и оформлением снимков. Вот поэтому мы и расскажем вам о стандартных, общепринятых форматах, форматах, знакомых большинству.

Формат 1:1 (квадрат)

При помощи такого формата фотографы обычно упрощают картинку с целью расположения главного объекта в геометрическом центре кадра. Так комфортнее глазу зрителя. Дело тут заключается в том, что так уж устроено человеческое мышление. Если ширина изображения равна его высоте, то меняется сам способ «чтения» фотографии. У зрителя практически исчезает необходимость перемещать взгляд по плоскости картинки справа налево и сверху вниз. При квадратном формате кадра фотограф получает великолепную возможность отойти от правила, которое многие начитанные дилетанты считают незыблемым. Речь идет о линии горизонта. В квадратном формате кадра эту линию мы можем совершенно смело, ничего не опасаясь, разместить строго по центру. А главный объект «воткнуть» четко в ее центр. Не бойтесь, композиция кадра от этого только выиграет! Кстати, квадратный формат очень любят приверженцы минимализма в фотискусстве.

Формат 4:3

4:3 - стандартное соотношение, пропорции кадра для фотокамер, которые оборудованы матрицей 4/3. Высота кадра меньше чем его ширина. Что это означает? Это означает, что взгляд зрителя, подчиняясь законам психологии, естественным образом движется по изображению слева направо. Человек «читает» картинку как книгу, как написанный на бумаге текст. Но, если учесть тот факт, что изображение в этом формате пока еще довольно высокое по сравнению с шириной, такие пропорции картинки очень хороши для того, чтобы направить взгляд зрителя в нужном направлении, к главному смысловому или геометрическому центру снимка. Обычно это делается при помощи двух так называемых ведущих линий, которые от переднего плана картинки идут к главному объекту, увлекая за собой внимание рассматривающего фотографию человека. При таких пропорциях хорошо снимать широкоугольными объективами. В этом случае на изображении прекрасно передается глубина пространства, картинка становится объемной. Но, при всём при том, лишние, отвлекающие внимание детали в кадр не попадают.

Формат 6:4

Это классические пропорции кадра 35-мм фотопленки практически всех фотокамер второй половины прошлого века. Сейчас его иногда называют форматом 3:2 и он является стандартным для фотокамер с полнокадровыми матрицами и матрицами APS-C. Проще говоря, это практически все модели зеркальных аппаратов Nikon и Canon. Как и в формате 4:3, ширина этого кадра с такими пропорциями заметно отличается от его высоты. Это, как мы уже говорили выше, заставляет зрителя «читать» картинку слева направо. Хорошим решением композиции в таких пропорциях кадра является введение в картинку ведущих линий, идущих по диагонали.

У кадра 6:4 высота намного меньше ширины. И это создает фотографу при работе некоторые сложности. Дело в том, что вертикальное пространство, с которым можно работать, в нём существенно ограничено. Если вы снимаете широкоугольным объективом, то детали, которые находятся на переднем плане, ввести в кадр будет весьма проблематично. А это приведет к тому, что все объекты, находящиеся на фотографии, будут казаться несколько разрозненными и композиция снимка может попросту развалиться.

Пропорции кадра 6:4 очень хорошо подходят для съемки таких пейзажей, на переднем плане которых немного или вообще нет значимых деталей. Если выстроить композицию кадра, учитывая эту закономерность, то пейзаж у вас будет очень хорошим.

Формат 16:9

Панорамный широкоэкранный формат. Этот формат поддерживался плёнкой Advanced Photo System (APS) в самом начале ее производства. Большую популярность тогда он не получил, и о нем на время подзабыли. Но несколько лет назад, когда в мире появились телевизоры и компьютерные мониторы, а также мобильные устройства с пропорциями 16:9, этот формат кадра вновь стал популярным.

Ширина кадра в этом формате намного больше высоты. Что из этого вытекает? А вот что. Работая с такими пропорциями, фотографу будет намного сложнее обратить внимание зрителя на передний план картинки, нежели снимая на форматы, описанными нами выше. Но для пейзажей это формат, тем не менее, подходит очень хорошо. Особенно если вы снимаете пейзаж с значительного удаления, используя при этом объектив с большим фокусным расстоянием.

Формат 12:6

Или - 18:6, 2:1, 3:1. Проще говоря, панорамный формат. Формат этот для съемки панорам является довольно-таки распространенным. Многими среднеформатными пленочными фотокамерами он тоже поддерживается. Иногда поддерживается и APS. Такое соотношение сторон кадра обычно получается и при склейке двух или более изображений в единое целое, в одну панораму, в один пейзаж. Фотографию такого формата в один кадр сделать очень сложно. Особенно если предполагается её крупноформатная печать. Обычно кадры, которые должны стать частью такой панорамы снимаются объективами с большим фокусным расстоянием. Почему именно так? Для того чтобы «вытащить» те детали пейзажа, которые находятся на достаточном отдалении.

В таком формате практически исключается передний план. Его просто невозможно ввести в кадр.

«Портретный» режим

Сегодня мы намеренно рассказали вам в этой статье о том, какие существуют варианты соотношения сторон фотографического кадра в «пейзажном» формате. А вот в «портретном» формате, как нам кажется, вариантов для создания удачного пейзажа в несколько раз меньше. Для того, чтобы пейзаж, созданный в формате портрета, выглядел прилично, необходимо, прежде всего, сбалансировать композицию кадра. Соотношение сторон, близкое к 6:4, строит нам в этом деле серьезные препятствия. И всё потому, что высота снимка в этом формате значительно больше его ширины. Если вы хотите добиться, чтобы вертикальный пейзаж был по настоящему хорошим, то постарайтесь «заключить» его в более широкий кадр. Ну, например, 3х4, 6х7 или лучше всего 4х5. Последний из упомянутых форматов обычно любят опытные профессионалы, которые работают среднеформатными и широкоформатными фотокамерами. Пропорции 4х5 оставляют в пейзаже довольно мало места для неба. А небо способно испортить в кадре композиционный баланс.

Резюме

В этой статье мы попробовали показать вам на некоторых реальных примерах варианты использования различных пропорций, соотношения сторон фотографического кадра. Конечно же, мы прекрасно понимаем, что эти наши сегодняшние рекомендации далеко не идеальны (идеальным в искусстве ничего быть не может в принципе). Конечно же, они не могут быть подходящими для всех сюжетов, для пейзажей любого вида. Для каких-то фотографий, возможно, лучшим будет соотношение сторон, коренным образом отличающееся от тех, которые мы сегодня описали. Но всё же, хочется думать, эти основы теории соотношения сторон любого изображения на плоскости (неважно, в какой технике оно выполнено - живопись, графика или фотография. Это не играет в данном случае никакой роли) заставят вас хотя бы немного задуматься во время работы над вашим очередным пейзажем. А думать об этом нужно еще до того, как вы нажали спусковую кнопку затвора вашей фотокамеры. Не нужно снимать пейзаж бездумно. Пейзаж никогда не получится красивым, если вы не будете думать над ним. Если вы будете снимать впопыхах, вытащив фотоаппарат из сумки, едва увидев перед собой красивую опушку леса или благоухающую цветочную поляну, вряд ли добьетесь успеха. Если вы усвоите для себя, что соотношение сторон фотографического кадра не намертво привязано к модели вашей фотокамеры, это даст вам возможность эффектно пользоваться знанием этих законов. И ваши пейзажи станут завораживающе красивыми и впечатляющими зрителя.

Нам нужны,например, когда мы хотим напечатать свою фотографию в фотолабораториях. Современные фотокамеры дают нам возможность получать снимки в очень больших разрешениях, но при редактировании в фото редакторах и кадрировании, мы получаем кадры произвольного размера. Чтобы не получать при печати совсем не то, что вам нужно, сохраните себе таблицу, где указаны размеры фотографии в см . Возможно, вы не пользуетесь, или просто не особо знакомы с редактором фотошоп, тогда вам пригодятся вот эти файлы. Вот полная версия, а для стандартных размеров. В готовые PSD файлы вставляете свою фотографию, сохраняете и отправляете на печать. Все PSD файлы в разрешении 300 dpi (300 точек на дюйм), это сделано для того, чтобы качество фотографии было на высоком уровне.

Стандартные размеры фотографий обычно используются вот такие: 10×15, 15×20, 20×30 . Чтобы вы могли себе представить сразу, запомните: 20×30 — это лист размера А4, 15×20 — это половинка А4, называется А5.

Если вам нужен более подробный список размеров, то смотрите ниже в таблице.

Размер фотографии в дюймах

Стандарт Размер в дюймах
9×13 3,543 x 5,117
10×15 3,937 x 5,907
13×18 5,117 x 7,087
15×20 5,907 x 7,873
15×21 5,907 x 8,267
15×22 5,907 x 8,66
15×30 5,907 x 11,81
15×38 5,907 x 14,96
15×45 5,907 x 17,717
18×24 7,087 x 9,45
18×25 7,087 x 9,843
20×25 7,873 x 9,843
20×30 7,873 x 11,81
25×38 9,843 x 14,96
30×40 11,81 x 15,747
30×45 11,81 x 17,717
30×90 11,81 x 35,433

Готовые шаблоны

1. Сохраните картинку с нужным размером: кликните на картинку левой кнопкой мыши — нажмите сохранить изображение/картинку.

2. Откройте скачанную картинку в любом фоторедакторе (например, Photoshop или Paint) и вставьте свою фотографию поверх.

3. Готово! Можно нести в печать.

Зачем обрезать фотографии до кинематографического соотношения сторон 2.39:1?

Кадрировать или не кадрировать, вот в чем вопрос. Есть множество аргументов как за, так и против обрезки. Многие фотографы считают, что это обман, попытка «исправить» фотографию во время редактирования. «Если это не так, как вы это видели первоначально, то вы не должны искажать изображение, изменив его с помощью обрезки». Также люди часто считают, что съемка в «родных» для камеры пропорциях идеальна как для художественных, так и для технических целей. Я согласен с тем, что кадрирование может стать дурной привычкой. Тем не менее, я не согласен с тем, что ограничение соотношения сторон изображения базовым делает вас более «профессиональным» или лучшим фотографом. Стандартное соотношение сторон 3:2 или 4:3 в большинстве камер часто ограничивает некоторые изображения, либо наполняет их лишними деталями, засоряя кадр. Если вы хотите подчеркнуть сюжетную составляющую снимка, почему бы не придать ему кинематографическое соотношение сторон 2,39:1?

Соотношение сторон - это пропорциональное соотношение между шириной и высотой любого изображения. 35-миллиметровый, APS-C (в т.ч Fujifilm) и 1-дюймовый сенсор дают вам соотношение 3:2 или 1,5:1, то есть ширина в 1,5 раза больше высоты. Большинство смартфонов и система Micro 4/3 (Olympus) изначально производит съемку в соотношении 4:3 или 1,33:1, а это значит, что ширина кадра в 1,33 раза больше, чем высота. Оставлять исходные параметры соотношения сторон хорошо как для просмотра на экране, так и для печати. Не будет эффекта постоянно прыгающих рамок изображения, так же проще подобрать формат бумаги для печати снимков и подогнать кадрирование. Но часто стандартные пропорции не отражают то, как мы хотим видеть многие наши снимки, и этому есть объяснение. У нас есть два глаза, и мы видим мир с бинокулярным зрением. Поле зрения человека по вертикали составляет приблизительно 100 град. По горизонтали – 200 град. Если говорить о соотношении сторон такого "кадра", то это 2: 1. Текущий TV стандарт – 16: 9 (как компромис между устаревшим 4:3 и кинематическим 21: 9. Это соотношение 21:9 (2,39:1) очень близко к тому, что видит человеческий глаз, вот почему почему фильмы в этом соотношении сторон изображения являются визуально максимально захватывающими и привлекательными.

Какое разрешение вы действительно теряете при обрезке фото с текущей линейки камер Fujifilm до этого соотношения сторон? Текущие камеры серии X снимают изначально 6000 x 4000 (умножьте эти два числа, и вы получите 24 000 000 или 24 мегапикселя) или 3:2. Когда вы обрезаете изображение до соотношения 21: 9 или 2.39: 1, у вас останется 6000 пикселей по горизонтали, но вы получите только 2572 линии по вертикали. 6000 x 2572 дает 15,432,000 миллионов пикселей, или примерно 15,4 Мп изображения. Сравните это с предыдущим датчиком X-Trans II с изображением 16 Мпикс (4896 x 3264), вы получаете аналогичное разрешение. Когда вы кадрируете, вы теряете разрешение по вертикали, но, учитывая, что болшинство вариантов просмотра изображения подразумевают вывод картинки на экран на 1080 , 1440 или 1600 строк, вы не заметите разницу. Фактически, большинство новых ультрашироких мониторов находятся в формате 21: 9 с разрешениями 1080 или 1440. В любом случае, всё что вы потеряете в разрешении, вы получите обратно как более визуально захватывающий и "кинематографический" характер фото.

Теперь об удобстве использования данного формата. При кадрировании стоит опираться на 2 главных аспекта: улучшение выразительности фотографии и удобство дальнейшего использования изображений. Убирая из кадра лишнее, мы повышаем его выразительность. Меняя соотношение сторон мы меняем и то, как идет взгляд человека по фотографии, а значит и восприятие динамики на снимке. Квадратный кадр можно охваитить одним взглядом, он проще считывается. Стандартное соотношение стророн (2:3) универсально для фото в альбомной и портретной ориентации, лучше всего подходит для покадровой печати. Кадрирование в соотношении 16:9 лучше подходит для просмотра фото на телевизоре. При этом оно всё еще не полностью занимает всё поле зрения. 21:9 дает ощущение максимального погружения в сюжет снимка. Более широкие, панорамные изображения заставляют взгляд скользить по горизонтали (реже по вертикали), замечая больше деталей и усиливая эффект присутствия, но затрудняя целостное восприятие сюжета. Что касается удобства использования таких широких изображений, то телевизор и монитор либо покажет нам черные полосы сверху и снизу, либо сам отсечет края изображения по бокам. Некоторые модели автоматически протянут кадр слева направо. Я смотрю фотографии с ноутбука (16:10), монитора (16:9), либо с iPad (4:3), у всех этих устройств соотношение сторон различно. При этом самым удобным форматом для фотоальбомов является 15х10 (3:2). То есть говорить о едином и удобном формате невозможно, каждый выбирает удобный для себя вариант. Ни одно из устройств не совпадает с соотношением сторон 21:9, на чем же его смотреть? Да на любом из них! Главное в кадре – идея и выразительность, все остальные характеристики, будь то соотношение сторон, шумность и четкость изображения, баланс белого, ничего не значат по сравнению с хорошим сюжетом снимка. Экспериментируйте!

Существует множество граней в искусстве композиции, но есть одна о которой вы много не задумывались, это пропорция. Пропорция это термин который используется для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой часто игнорируются пропорции довольно проста - соотношение сторон фотографии зависит от камеры, которую вы используете, и мы принимаем эту данность.

Но технологии меняют правила игры. Сейчас, многие из современных цифровых камер дают возможность выбрать из нескольких вариантов пропорций, каждая из которых имеет свои собственные особенности. Также вы можете обрезать изображение в другой пропорции в процессе пост-обработки.

Понимание характеристик пропорции вашей камеры может помочь вам создать отличный снимок. Также поможет знать когда обрезка в другой пропорции улучшит ваш снимок.

Как упоминалось ранее пропорции работают с шириной и высотой. По сути это описывает то, каким будет изображение: квадратным (1:1) или широкоформатным (16:9). Обозначается в виде выражения, например как это: ширина:высота (ширина всегда указывается в начале). Соотношение сторон 35 мм кадра - 3:2. Все fx и dx цифровые зеркальные камеры, независимо от размера сенсора или количества мегапикселей, используют соотношение сторон 3:2. Проще говоря это значит, что кадр в полтора раза больше по ширине чем по высоте (или наоборот если вы повернёте камеру чтобы использовать для съёмки в формате "портрет"). Снимок выше, выполненный 35 мм цифровой зеркальной камерой, с пропорцией 2:3 за счет вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство цифровых камер, за некоторыми исключениями, используют одну из двух пропорций. В 35мм цифровых камерах соотношение сторон 3:2, а соотношение сторон 4:3 используется в камерах стандарта Микро 4:3 и многих компактных камерах. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, как первая фотография в статье обрезана до пропорции четыре трети. Здесь есть отличия, и для себя, я предпочитаю второй вариант, так как здесь меньше пустого пространства вокруг белого цветка. Я вернусь к этой мысли чуть позже, дальше в статье.

Пользователи пленочных камер имеют больше выбора, когда дело доходит до пропорций, большое спасибо среднеформатным, крупноформатным и панорамным камерам, которые предлагают больше вариантов для выбора формата фильма.

Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых пропорций. Дальше я рассмотрю, как пропорция влияет на композицию.

3:2

Пропорции 35мм цифровых и пленочных камер, также некоторых среднеформатных камер Leica, незеркальных и компактных камер. Эта пропорция используется в качестве стандарта для 35 мм камер с тех пор как Oskar Barnack выбрал его как формат камеры Leica в начале XX века.

4:3

Используется в камерах стандарта Micro четыре трети, большинстве компактных камер, некоторых цифровых среднеформатных фотоаппаратах и плёночных камерах среднего формата которые используют формат 6x4.5cm. Это соотношение также используется неширокоэкранными телевизорами и компьютерными мониторами.

7:6

Используется некоторыми камерами среднего формата, такие как камеры серии Pentax 67. С помощью этих камер создают негативы или слайды с размером 6 x 7 см. Некоторые плёночные камеры, дальномеры среднего формата (например, Mamiya 7II) также используют эту пропорцию.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Формат квадрата в основном используется кинокамерами среднего формата, такими как Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Он также используется в игрушечных камерах, таких как Holga и Diana. Несколько производителей создали квадратные 35-мм камеры (с отрицательным размером 24 x 24 мм в 1930-х и 1940-х годах, но идея не стала популярной). Единственные 35 мм квадратноформатные фотоаппараты которые остались это пластиковые камеры Lomo и любопытные камеры Blackbird 35 мм с двойной рефлекторной линзой.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плёнкой размером 5 x 4 дюйма или 10 x 8 дюймов. Большие камеры 10 x 8 дюймов попали в немилость и теперь большинство крупноформатных фотографов используют пленку 5 x 4 дюйма.

16:9

Этот панорамный формат используется некоторыми плёночными камерами среднего формата. Несколько ранних компактных камер Panasonic использовали эту пропорцию. Она также используется для широкоэкранного захвата видео.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат используется в плёночных панорамных камерах среднего формата, например серии Linhof Technorama (Linhof также производит камеры Technorama с пропорцией 17:6).

Пропорции и композиция

Формат 35 мм, с пропорцией сторон 3:2, по-прежнему самый популярный формат в фотографии на сегодня. Точные причины, почему Oskar Barnack выбрал это соотношение неизвестно, но вполне вероятно потому что эта пропорция близка к Золотому сечению.

Происхождение Золотого сечения берёт начало в греческой математике и впоследствии успешно используется как пропорция в фотографии (а также в живописи, рисовании и архитектуре). Henri Cartier-Bresson известен за его мастерство в композиции и применении теории Золотого сечения в 35-мм формате кадра. Диаграмма выше показывает относительные размеры Золотого сечения (красный цвет) и 35-мм формат кадра (желтый цвет), который чуть больше.

Правило одной трети, известное правило составления композиции, это упрощенное понимание некоторых концепций идеальной композиции из Золотого сечения.

Проблема формата 35 мм

Формат 35-мм кадра (или Золотого сечения) работает хорошо, когда камера находится в альбомном формате, но все не так хорошо, когда вы разворачиваете камеру для портретной съемки. Прямоугольник слишком длинный и это довольно трудно эффективно заполнить кадр.

Я называю это "35 мм проблема". Это может стать проблемой для любого направления, но особенно в пейзажной фотографии, где часто слишком много неба в изображении, если вы используете портретную ориентацию (по этой причине, я снимаю большую часть моих пейзажей в альбомной ориентации).

Вы можете увидеть это на двух изображениях сверху. Первое изображение слишком «высокое», и композиция существенно улучшается когда мы кадрируем изображение в «короткий» прямоугольный формат. Фотографии демонстрируют разницу между соотношением сторон 2:3 формата 35 мм (Помните, ширина указывается первой) и пропорцией 4:5, 5 x 4 дюймовых крупноформатных камер.

"35 мм проблема" одна из причин, почему многие профессиональные фотографы, особенно ландшафтные фотографы, использовали средне или широкоформатные пленочные камеры во времена до того как цифровые зеркальные камеры стали стандартом. Пропорции 4:3, 7:6 и 5:4 обладают «коротким» прямоугольником и становится легче выбрать композицию для фотографии, снятой в книжной ориентации. Ещё, эти "короткие" прямоугольники больше соответствуют размерам страницы журнала и книги, чем формат 35 мм, это означает, что фотографии придётся меньше обрезать, чтобы вместить на полный разворот страницы.

Пропорции в цифровую эпоху

Теперь, когда большинство фотографов используют цифровые камеры, 35 мм проблема является менее значимой, можно легко кадрировать ваши фотографии в процессе пост-обработки. Вместо произвольной обрезки я рекомендую кадрировать фотографию в заданной пропорции (например, 7:6, 4:3 или 5:4). Каждая пропорция имеет определенный «характер», и это научит вас «видеть» в этой пропорции. С опытом вы поймёте когда композиция сцены перед вами выиграет от кадрирования, и вы сможете представить когда лучше кадрировать фотографию.

Стандарт Micro четыре трети

"35 мм проблема" является одной из причин, почему производители, такие как Olympus и Panasonic приняли стандарт micro четыре трети. Эти камеры превосходны в работе, в отношении композиции, потому что вам не приходится беспокоиться о проблемах, вызванных длинным 35-мм кадром.

Режим Live View и электронные видоискатели

Если у вас есть камера с электронным видоискателем или режимом Live View, стоит изучить инструкцию, чтобы увидеть может ли ваша камера использовать разные пропорции. Если да, в режиме Live View вырезанная часть изображения будет выделен серым чтобы помочь вам увидеть, как будет выглядеть фотография. Если у вашей камеры есть электронный видоискатель, он может показать вам обрезанное изображение в видоискателе. Это позволяет легко составлять композицию в различных пропорциях.

Квадратный формат

Пропорции и печать

Существуют практические области, где можете столкнуться с проблемой, вызванной соотношением сторон, например, печать. Если у вас 35-мм камера, вы обнаружите, что наиболее распространенные форматы листа бумаги для печати не соответствуют фотографии (единственным исключением является размер листа 6 x 4 дюйма).

Справедливо сказано, независимо от того, какую пропорцию вы используете, несмотря на это потребоваться обрезать меньше в определенных пропорциях. Эта проблема существует уже некоторое время, и является одной из причин, почему некоторые художественные фотографы предпочитают крупноформатные камеры, так как пропорция 5:4 подходит именно для стандартных размеров печати в фотолаборатории на бумаге (5 x 4 дюйма, 10 x 8 дюймов, 16 x 20 дюймов и так далее).

Бумага для струйных принтеров отличается, но, она производится в соответствии со стандартами установленными международной организацией по стандартизации (ISO). Этот стандарт использует пропорции 1:1.4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры листов A2, A3, A4, A5 и больше.

Есть довольно простое решение – печатать изображения с белой рамкой. Это и хорошо выглядит, и довольно практично, так как позволяет легче настроить принтер. Изображение выше показывает как фотография выполненная 35-мм камерой выглядит на распечатанном листе формата A4 или A3.

Как кадрировать

Кадрировать легко в Lightroom и немного сложнее в Photoshop. Вот краткое руководство по кадрированию в обеих программах, другие программы похожи на один из этих способов.

Lightroom

Перейдите в модуль Разработка и нажмите на иконку кадрирования. Нажимайте на стрелки рядом со словом «Оригинал» на правой стороне, и выбирайте пропорцию из списка, или выберите «Пользовательский ввод» для создания собственного соотношения сторон.

Photoshop CS

Если вы редактируете Jpeg или Tiff файл в Photoshop CS (в отличии от Adobe Camera Raw, который работает аналогично Lightroom) вам нужно сделать несколько вычислений для того, чтобы обрезать изображение до определенных пропорций. Самый простой способ заключается в том, чтобы выбрать инструмент «Кадрирование» и ввести размеры, до которых вы хотите обрезать изображение, в полях Ширина и Высота. Высота (или ширина в альбомном формате) должны соответствовать высоте вашей фотографии в пикселях, затем вы можете указать ширину, необходимую для соответствия выбранной вами пропорции.

Например если ваша фотография 3888 пикселей в высоту, и вы хотите кадрировать её пропорции 4:3, следует указать ширину 5184 пикселей.

Заключение

Надеюсь, это введение в пропорции поможет вам понять взаимосвязь соотношений сторон кадра с композицией. Используете ли вы 35 мм камеру, micro четыре трети, квадратный формат, крупный формат или панорамный фотоаппарат, пропорция делает различие в композиции ваших фотографий. В прошлом пропорции, которые использовали во многом были продиктованы камерой которой вы владели. Но сейчас, цифровые камеры дают вам свободу экспериментировать с каким соотношением сторон вы предпочитаете работать.