» » Стационарное социальное обслуживание. Стационарные, нестационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания Полустационарное социальное обслуживание закон

Стационарное социальное обслуживание. Стационарные, нестационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания Полустационарное социальное обслуживание закон

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.
Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Приказом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994 N 10 утверждено Временное положение о доме ночного пребывания.Статья 20. Стационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Не допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.

Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:

    в форме социального обслуживания на дому – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 939н;

    в полустационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 938н;

    в стационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 935н.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ.

К сведению:

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

К сведению:

В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33-1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).

Согласно ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

    Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.

    Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

    размеров установленных пенсий;

    сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33-6913/2015).

В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам, если учреждение является их опекуном или попечителем?

Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.

Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.

При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив , выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).

Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).

Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.

На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?

На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442-ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

    федеральным органом исполнительной власти – для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

    уполномоченным органом субъекта РФ – для организаций социального обслуживания субъекта РФ.

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен пре­дусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:

1) на текущую деятельность учреждения:

    приобретение продуктов питания и медикаментов;

    приобретение мягкого инвентаря и прочие текущие расходы;

2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;

3) на стимулирование труда работников учреждения.

Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407-пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.

В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.

На что могут расходоваться средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?

Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10-р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.

Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:

    составляют список товаров в пределах утвержденного перечня;

    определяют сумму денежных средств, необходимых для их приобретения;

    представляют информацию на комиссию для принятия решения о снятии денежных средств.

Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.

Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?

Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).

Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Обратите внимание:

Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).

Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):

    в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя;

    во вторую очередь – братья и сестры, дедушка и бабушка;

    в третью очередь – дяди и тети наследодателя.

    Отметим, что проживающий в учреждении пенсионер или инвалид может написать завещание и заверить его у нотариуса, тем самым распорядиться своим имуществом на случай смерти. Также заверить завещание может директор дома престарелых, и такое завещание будет приравнено к нотариальному.

Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:

  1. Пенсионер может передать свое имущество в распоряжение социального учреждения. Для этого с домом престарелых или иным социальным учреждением, где проживает гражданин, заключается договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В таком случае социальное учреждение содержит гражданина за счет собственных средств, но имущество после смерти гражданина перейдет учреждению.
  2. Если собственность пенсионера не была передана в распоряжение учреждения, где он проживает, у него нет наследников и она никому не завещана, то после смерти гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ). В таком случае недвижимое имущество передается в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество (в том числе денежные средства) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

К сведению:

Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.

Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане:

    оформляются в социальное учреждение временно (в договоре нужно прописать срок);

    приватизируют квартиру и после этого заключают договор с учреждением, оказывающим соцуслуги.

Обобщим вышесказанное.

    Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении (например, из пенсии), или это могут делать его родственники либо опекуны.

    По заявлению пенсионера пенсия полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФ РФ на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Оставшаяся часть пенсии может перечисляться на счет пенсионера в кредитной организации или доставляться непосредственно ему. Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения.

    Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, могут использоваться учреждением для его развития, покрытия расходов по текущей деятельности и стимулирования работников. Средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

    Имущество недееспособных граждан, проживавших в социальных учреждениях, после их смерти не переходит в распоряжение этого учреждения. Оно может быть передано учреждению по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенным с пенсионером при жизни, или по иным правовым основаниям. Если такой договор не заключался, наследников на имущество нет и оно никому не завещано, то после смерти такого гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность государства.

Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

Наметившаяся тенденция сокращения услуг стационарных учреждений связана с увеличением масштабов оказания амбулаторной помощи инвалидам и престарелым, проживающим в обычных домашних условиях, нестационарными учреждениями социального обслуживания. Последние представлены отделениями социальной помощи на дому (в т.ч. при домах-интернатах, территориальных центрах, отделах социальной защиты), территориальными центрами социального обслуживания и территориальными службами социальной помощи (как правило, на базе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому при рай(гор)отделах (управлениях) социальной защиты населения).

Отделения социальной помощи на дому предоставляют минимально необходимый комплекс услуг по доставке продуктов питания, лекарств, дров (угля), оплате жилищно-коммунальные и др. расходов.

В последнее время эта организационная форма дополняется другой, вызванной переходом к рыночной экономике, когда значительная часть пожилых людей и инвалидов оказалась на грани нищеты, утратив средства к существованию, в экстремальной жизненной ситуации. Это - служба срочной социальной помощи. Основные виды услуг службы срочной социальной помощи включают: обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем, оказание экстренной психологической помощи, помощь в определении инвалидов в дома-интернаты и больницы, предоставление услуг парикмахеров, мастеров по ремонту электробытовых приборов, активное сотрудничество с государственными, общественными, религиозными организациями, благотворительными фондами, средствами массовой информации, органами государственного управления и др.учреждениями для принятия мер по разрешению острых жизненных ситуаций.

Необходимость функционирования служб срочной социальной помощи неоспоримо, так как они развивают и дополняют услуги отделений социальной помощи на дому и, - самое главное - позволяют оказавшимся за гранью нищеты нетрудоспособным инвалидам поддерживать свое существование.

К полустационарным формам социального обслуживания следует отнести территориальные центры, преимущество которых состоит в возможности сочетания медицинского и социального обслуживания инвалидов. Территориальные центры социального обслуживания позволяют также организовать питание, создать условия для общения инвалидов и пожилых людей. Последнее является немаловажным фактором для поддержания морального тонуса у людей, проживающих вне семьи.

Первоначально создание территориальных центров предусматривалось преимущественно вместе со стационарными отделениями, где создавались условия для временного пребывания (5-10 дней) ИОВ в достаточно комфортабельных условиях и профилактического лечения (физиотерапия, фототерапия, массаж, психологическая разгрузка). Однако, создание территориальных центров со стационарным обслуживанием требует дополнительных условий и, соответственно, более существенных затрат, для чего органы соцзащиты на местах не всегда располагают необходимыми финансовыми средствами.

Территориальные центры социального обслуживания имеют большие резервы для удовлетворения потребностей инвалидов. По данным руководства центров более 5 % обслуживаемых готовы оплатить дополнительные (сверх предоставляемых бесплатно) услуги. Но лишь немногие территориальные центры и отделения социальной помощи предоставляют платные услуги по просьбе инвалидов, а комплекс услуг в целом ограничен общим набором: приготовление пищи, мытье посуды, доставка белья в прачечную, стирка белья дома, предоставление банных услуг, уборка квартиры, мытье окон, покупка продуктов, лекарств, промтоваров, прогулка с собакой и т.д.

Полустационарную форму социального обслуживания в г.Волгограде представляют: Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района и Городской Центр социальной помощи в Кировском районе.

Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, рассчитанный на 30 мест, предназначен для социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их питания, отдыха, поддержания активного образа жизни, привлечения к трудовой деятельности. На обслуживание в Центр принимаются граждане пожилого возраста: мужчины с 60 лет, женщины - с 55 лет, инвалиды I и II групп сроком на две недели, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.

Центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района создан в 1995 году. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связи семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений: организация общения и досуга детей: обучение навыкам самообслуживания, бытовой адаптации, оказание консультативной помощи.

Городской Центр социальной помощи в Кировском районе создан в целях защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, находящихся в кризисной жизненной ситуации и осуществления мер по реабилитации.

В вопросе развития принципов соотношения платности и бесплатности услуг необходимо подходить адресно и индивидуально. Удовлетворение специфических потребностей клиента за умеренную плату должно быть дополнением к удовлетворению его общих потребностей безвозмездно. Обоснование такого подхода подтверждается опытом зарубежных систем социального обслуживания, в частности Финляндии, где стремятся оказывать клиенту такие услуги, которые способствуют (стимулируют) его самостоятельность и служат предпосылкой хорошего морально-нравственного и психологического состояния.

В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20.07.93г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и другие.

К основным задачам центра социального обслуживания в совместной деятельности с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) относятся:

  • - выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
  • - определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • - дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой, периодичности ее предоставления;
  • - предоставление социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • -анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • - привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
  • г) Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального РСФСР от 27.12.78г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того - подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

К другим учреждениям данного типа относится также психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В стационарные учреждения для престарелых принимаются граждане пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина. Заявление о приеме в дом-интернат с медицинской картой подается в вышестоящую организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

Лица, находящиеся в домах-интернатах общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в них, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации, переведены в специальные дома-интернаты. Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов ранее судимых, занимающихся бродяжничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел и др. лиц, за которыми установлен административный надзор в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 года «О развитии сети специализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».

Функционирование домов-интернатов как одной из основных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке. Стационарная форма социального обслуживания представлена в г.Волгограде Тракторозаводским центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Отделение со стационаром предназначено для медицинского, культурного, бытового обслуживания, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.

В настоящее время в стационарные учреждения поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода, а также те, кто не имеет жилья. Альтернативой домам-интернатам в скором будущем могут стать специальные жилые дома для пожилых людей (примерное Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденное Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года), которые несмотря на некоторые недостатки, все же имеют ряд важных преимуществ.

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. Приоритетным направлением является развитие моделей нестационарного социального обслуживания (центров социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому), которые позволяют максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддерживать их личный и социальный статус.

Таким образом, основными технологиями в настоящее время являются государственные технологии социальной защиты пожилых людей - пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь. Однако приоритетным направлением социальной работы с пожилыми людьми является организация жизненной среды стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у пожилого человека всегда была возможность выбора способов взаимодействия с этой средой, т.к. пожилые люди - это не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Отсюда вытекает необходимость альтернативных технологий социальной работы с пожилыми людьми. Среди которых можно выделить благотворительную помощь, клубную работу, группы само и взаимопомощи.

Основные задачи специалиста в работе с пожилыми людьми:

выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;

установление и поддержка связи с трудовым коллективом, где работали ветераны войны и труда и инвалиды;

налаживание контактов с комитетами общества Красного креста, Советами ветеранов войны и труда, общественными организациями, фондами.

пожилой социальный обслуживание обеспечение

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.)

Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сеть специализированных учреждений для детей-инвалидов.

В последние годы широкое распространение получили дома для престарелых, содержание в которых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий, на которых они трудились.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

2. услуги по организации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.);

3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

4. организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);


6. правовые услуги;

7. содействие в организации ритуальных услуг.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют также право на освобождение от наказаний. Не допускаются всякие наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создание удобств для персонала указанных учреждений, использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом предусмотрена дисциплинарная административная или уголовная ответственность для лиц, виновных в нарушении этой нормы.

Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя.

В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до одного месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдается с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственников или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг указанных учреждений, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

Лица, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные дома-интернаты (специальные отделения). Они создаются, главным образом, для престарелых и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественное порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел. Кроме того, в них направляются также граждане, нуждающиеся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и другие лица, за которыми установлен административный надзор.

Для лиц без определенного места жительства из числа престарелых и инвалидов создаются специализированные учреждения (социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и др.), в которых предоставляется временное место пребывания (включая медицинское обслуживание, питание, ночлег) и проводятся мероприятия по социальной адаптации лиц, утративших социально-полезные связи (в первую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым гражданам и инвалидам, но и детям-сиротам, а также активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений среди подростков «социального сиротства», социальной помощи лицам без определенного места жительства.

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Одной из разновидностей социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

В указанных учреждениях оказываются следующие виды услуг:

1 организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

2 социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведении реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);

3 содействие в получении образования и профессиональной подготовки;

4 содействие в трудоустройстве;

5 содействие в организации правовых услуг;

6 содействие в организации ритуальных услуг.

Для лиц без определенного места жительства и занятий в системе органов социальной защиты создаются специальные учреждения полустационарного типа - дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. В указанных учреждениях предоставляются:

2 талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

3 первая доврачебная помощь;

4 предметы личной гигиены, санитарная обработка;

6 содействие в обеспечении протезирования;

7 оформление в дом-интернат;

8 оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

9 содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

10 содействие в получении страхового медицинского полиса;

11 оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим воля росам, бытовые услуги и т.д.).