» » Как нельзя учить уроки с ребенком? Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя Почему нельзя делать уроки с ребенком

Как нельзя учить уроки с ребенком? Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя Почему нельзя делать уроки с ребенком

Начнем с самого главного — родителям ничего учить не надо! Ваши школьные годы уже закончились, и теперь образование получает ваш ребенок. Поэтому ни в коем случае не следует вместе с ним решать задачи или примеры, выполнять упражнения и делать проекты. Еще хуже, если вы решите сделать это вместо него!

Никакой практической пользы для ученика это не принесет. Более того, учитель может вовремя не среагировать на то, что у школьника появляются трудности с усвоением материала. Ведь он увидит правильно выполненное задание, значит, ребенок все понял и во всем разобрался.

Роль родителей должна заключаться в следующем.

Мотивация

Практически нет ни одного младшего школьника, который не старался бы своими действиями и поступками порадовать маму и папу. Все, что он делает, имеет только одну цель — ощутить проявление внимания от родителей, заслужить их похвалу. Поэтому нужно постоянно давать понять ребенку, как важны для вас его успехи в учебе, прилежание, как вы рады, когда у него получается быстро и правильно справиться с домашним заданием (но не нужно впадать в другую крайность: если ребенок «слабенький», то завышенные требования могут только испортить отношения и уверить ребенка в том, что он никогда не заслужит внимания и любви родителей).

Постепенно следует переходить к использованию других стимулов. В средних классах ребенок ищет способы самовыражения, пытается занять лидерские позиции. Родители могут преподнести хорошее образование как качество, помогающее ему достичь этих целей. Для старшеклассников необходимость учить уроки объясняется как одно из условий успешной сдачи экзаменов, возможности поступить в хороший ВУЗ, возможности в дальнейшем получить хорошую работу и построить успешную карьеру.

Всегда и во всех ситуациях нужно проявлять искреннюю заинтересованность успехами своего ребенка, узнавать, как у него обстоят дела с уроками. Большинство детей только ради этого будут самостоятельно и без пререканий садиться за выполнение домашнего задания.

В некоторых случаях, если не удается добиться доверительных отношений с ребенком, могут быть задействованы более кардинальные способы. Иногда срабатывают ультимативные требования. Дети понимают, что никакие отговорки не помогут, и выполняют домашнее задание только для того, чтобы не сердить родителей. Конечно же, этот способ не имеет ничего общего с физическим наказанием за невыученные уроки или плохо выполненную работу.

Второй способ довольно прост — договорные отношения. Родители ставят перед детьми условия, например, сделаешь уроки — можешь играть на компьютере, не будет проблем с выполнением домашнего задания — на выходных пойдешь гулять с друзьями и т.д.

Многие родители любят и очень часто используют такие приемы. Однако им следует помнить, что это крайне грубые меры, и они могут быть эффективны только непродолжительное время, это внешние стимулы для ребенка, тогда как образование должно быть ценно само по себе, а не подарки и возможность общения со сверстниками. А за этот период нужно постараться с помощью психолога или педагогов наладить контакт с ребенком.

Организация

Родители должны обеспечить все необходимые условия для того, чтобы школьнику ничего не мешало учить уроки. Нужно, чтобы у него было свое рабочее место и все необходимые предметы. Ведь даже такое мелкое обстоятельство, как сломанная или плохо пишущая ручка, может заметно затянуть выполнение домашнего задания.

Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Выключите или убавьте звук телевизора, закройте дверь, не пускайте в комнату домашних животных.

Будет лучше, если вы приучите своего школьника к определенному распорядку. Тогда у него выработается привычка в одно и то же время садиться за уроки, и он научится все делать быстро и организовано. Во второй половине дня у детей работоспособность повышается в период с 15:00 до 17:00. Необходимо так распределить время, чтобы до этого момента они успели отдохнуть от школьных занятий и покушать.

Обязательно продумайте и вместе с ребенком и выберите способ напоминания о необходимости садиться за уроки. Можно установить будильник, поставить напоминание в телефоне. Если вы находитесь на работе, в нужное время позвоните домой.

В ходе выполнения домашнего задания необходимо запланировать небольшие перерывы через каждые 20 - 30 минут. Не стоит в это время разрешать садиться за компьютер или играть на телефоне. Это должна быть динамическая пауза, когда ребенку нужно подвигаться или немного перекусить.

Нельзя отрывать школьника от выполнения домашнего задания. Например, отправить его срочно в магазин или вынести мусор. Если в какой-то день намечается особое событие (приход гостей, поездка и т.п.), то желательно заранее решить, когда именно будет время для уроков.

Организовывая работу школьника над домашним заданием, будьте последовательны. Если вы периодически забываете проверять уроки, разрешаете иногда их не делать, соглашаетесь на уговоры или жалобы ребенка, который не хочет выполнять упражнения, то вскоре он начнет пользоваться такой ситуацией и забросит учебу.

Планирование

В соответствии с нормами, на работу над домашним заданием младшему школьнику нужно 1 - 1,5 часа. Чтобы он уложился в это время необходимо помочь ему правильно спланировать свою деятельность. Рекомендуется начинать с легких предметов. Ребенок сможет быстро справиться с несложными заданиями, и у него будет достаточно интеллектуальных сил, чтобы приступить к изучению более трудного материала. Если делать все в обратном порядке, то он может очень устать и потрать настолько много времени, что просто не в состоянии будет выполнить все остальное.

Нет четких рекомендаций, к каким заданиям (устным или письменным) нужно приступать в первую очередь. Это зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Лучше сначала делать то, что хорошо получается. Такая деятельность поднимает настроение и позволяет получить удовлетворение от ее результатов.

Контроль

Обязательным условием при работе над домашним заданием является контроль родителей за фактом его выполнения. Достаточно приучить ребенка просто приносить и показывать тетрадки или кратко сообщать, что и по какому предмету он сделал.

Обратите внимание! Все перечисленные функции касаются только родителей младших школьников. Постепенно дети станут более самостоятельными и научатся справляться с уроками без посторонней помощи.

Если вы добросовестно и правильно отнесетесь к вопросу выполнения ребенком домашних заданий, то уже в средних классах достаточно будет только мотивировать его к хорошей учебе и изредка контролировать. В противном случае, проблемы с невыученными уроками будут регулярно появляться на протяжении всего школьного периода, и решить их будет крайне сложно.

Родитель — не учитель

Второе главное правило — родитель не является учителем. У вас нет педагогического образования, а значит, вы не должны проверять правильность выполненного задания. Вам нужно только убедиться в его наличии. Вы не можете оценить качество написанной работы. Поэтому родителям не следует заставлять детей переписывать или переделывать.

Допустимо только обратить внимание на самые грубые ошибки, который ребенок допустил механически при списывании, и попросить их аккуратно исправить. Но даже в этом случае не указывайте непосредственно на неправильное написание, а предложите найти ошибку самостоятельно.

Тем более не стоит объяснять ребенку, как именно надо выполнить упражнение или решить задачу. Ведь вы не знакомы с методикой такой работы. Обычно домашние задания подобны тем упражнениям, которые дети выполняли на уроке. Учитель в классе дает необходимые разъяснения к каждому заданию. Поэтому любой ученик вполне способен справиться с уроками самостоятельно.

Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, нужно предложить ему вспомнить, как выполняли подобное упражнение в школе. Обязательно укажите на необходимость прочитать правило или материал параграфа перед тем, как приступить к самому заданию.

Не обязательно приучать ребенка к использованию черновика. Он нужен только для решения сложных примеров и заданий, которые выполняются способом подбора или творческого конструирования. Ведь на уроках дети не делают одно и то же упражнение дважды (в черновом и чистом варианте) — не нужно требовать этого дома.

Нет ленивых детей

И, наконец, третье правило — если у школьника возникают проблемы с выполнением домашнего задания, то на это есть объективные причины. Обычно, родители склонны думать, что ребенок не учит уроки, . Это их сильно расстраивает, и они активно принимаются за перевоспитание. Но дело совсем в другом.

Усталость

Прежде всего, нежелание делать домашнюю работу может быть вызвано усталостью, как физиологической, так и интеллектуальной. В школе дети имеют очень большую нагрузку. Кроме этого часто они посещают дополнительные занятия в различных кружках и секциях. Такой интенсивный ритм не может не сказаться на их самочувствии.

Также надо учитывать, что в школьном возрасте происходит активное развитие организма с резкими скачками и гормональными перестройками. Поэтому желание детей просто полежать или отвлечься от мыслительной деятельности является вполне естественным. Так что при появлении проблем с домашними уроками рекомендуется обратить внимание на состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Трудности в учебе

Еще одна причина — проблемы с пониманием учебного материала. Никому не нравится делать то, что у него плохо получается. Поэтому у ребенка может появиться негативное отношение к домашнему заданию, если какой-то предмет ему трудно дается. Например, школьнику, у которого есть , довольно сложно читать или писать без ошибок. Конечно, он будет стараться увиливать от таких заданий или выполнять их без особого старания.

Необходимо учитывать подобные особенности и индивидуальные возможности ученика и не ставить перед ним слишком сложных задач. Это должен делать и учитель, и родители. Никогда не требуйте от ребенка, чтобы он учился не хуже его одноклассников и не сравнивайте его успехи с достижениями других детей. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Лучше постарайтесь привлечь специалиста к разрешению проблем, помогите ребенку сформировать нужные навыки.

Также трудности могут возникнуть, если ученик пропустил несколько занятий и не может понять суть заданий. Не у каждого школьника получится самостоятельно разобраться в учебном материале. Скорее, он просто забросит учебу. В этом случае необходимо организовать несколько дополнительных занятий (обратиться к учителю или репетитору), чтобы «подтянуть» ребенка.

Протест

Иногда ученик может отказываться от выполнения домашнего задания в знак протеста. Такие ситуации могут возникнуть на фоне конфликтной ситуации с родителями или учителем. Возможно, ребенок считает, что педагог к нему слишком придирается или что родители не интересуются его успехами. Лучше как можно раньше найти причину такого поведения и решить проблему.

В завершение хотим обратить внимание родителей, что домашнее задание — это не наказание. Качество его выполнения не имеет прямой зависимости от потраченного времени или количества упреков и окриков в адрес ребенка. Никогда не шантажируйте школьника уроками и не связывайте выполнение домашней работы с другими сферами жизни ребенка.

Ответить на извечный вопрос — помогать с уроками или пусть ребенок старается сам, мы попросили Ирину Трушину, доцента кафедры психологии и проректора по работе с молодёжью Челябинского государственного университета , и Викторию Нагорную, преподавателя русского языка и литературы с 20-летним стажем .

Виктория Нагорная: «Мамаша, вам два»

— Мое мнение жестко: в начальных классах, особенно в первом, ребенку необходимо помогать с уроками. Ведь отметок еще не ставят, и здесь речь идет больше не о выполнении заданного, а о формировании умений. Умений не только учиться, но и организовывать свой день, складывать портфель, заполнять дневник. Все знакомые мне коллеги именно по такому принципу воспитывают своих детей-школьников.

В более старшей школе, я не говорю уже о пятых классах и далее, я против «сидения с ребенком». Конечно, отказываться помочь нельзя. Все мы помним и из своего детства, как папы решали нам задачи, своим путем, не как нас учили, но ответ был правильным. А мамы проверяли сочинения и обязательно находили в них ошибки и описки. Ничего не изменилось: точные науки стали лишь гораздо сложнее, а дети, привыкшие к компьютерам, практически разучились сами придумывать интересные фразы и писать без ошибок: компьютер исправит. Поэтому, если дочь просит: «Мама, объясни, я не понимаю», я всегда иду на помощь. Если нет — делает уроки сама.

В первом классе контролировать ребенка рекомендуется. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Я советую донести до ребенка одну мысль. Сейчас учеба — это твоя работа. Ты ведь за меня не работаешь, почему я за тебя должна? Пусть несамостоятельный школьник сначала проспит первый урок, потом получит несколько двоек, затем придет в класс без дневника и формы на физкультуру. Набив шишек, он научится всему, что требуется, самостоятельно. Первоначально можно контролировать, управлять издалека и незаметно: к примеру, предупредить классного руководителя о нововведениях в вашей семье.

Родителям иногда самим сложно справиться с заданиями детей. Фото: / Надежда Уварова

В моей педагогической практике ситуации, когда родители не просто сидят рядом с ребенком, а полностью выполняют за него уроки, увы, нередки. Но это — медвежья услуга. Как-то моему коллеге, учителю биологии, пятиклассник сдал такой заумный реферат, что он зачитывал нам вслух выдержки, а мы не понимали, о чем идет речь. Родитель, очевидно, доктор биологических наук, решил потрясти всех своей эрудицией, и выдал такие познания об обитателях океана, что они явно не соответствуют десяти-одиннадцатилетнему уму. Причем реферат не был скопирован из интернета. Он заумен, а не умён. Коллега был старых правил, подумал и написал на титульном листе: «Мамаша, вам два».

Многие не верят, что ребенок сам будет делать уроки, если его бросить, как малька, в дальнее плавание. Будет, обязательно. Не растите трутней. Есть, видимо, какой-то этап, пережив который вместе с мамой за домашним заданием школьник уже не хочет идти дальше без мамы. Практика показывает, достаток и образование семьи тут ни при чем. Мамы учатся за таких чад и в институтах, и по работе помогают. Разве этого мы хотим для своих детей? Уверена, все ответят «нет». Пусть сначала у вашего ребенка будет три, но его, заслуженная.

Как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Я педагог, но считаю, что не все обязаны быть отличниками. Главное для ребенка — внутренний стержень, желание чего-то достичь, приспособленность к обстоятельствам и самостоятельность.

Ирина Трушина: «Необходима ситуация успеха»

— Этим вопросом задается каждый родитель. Ответ зависит прежде всего от уровня психологической и физической готовности ребенка школе. Первый класс — время, когда ребенок адаптируется к новым условиям, системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иным правилам организации своей деятельности. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, помощь родителя или значимого взрослого бывает просто необходима. Помочь спланировать свое время, рационально распределить выполнение заданий и отдых, научиться чередовать выполнение домашней работы по разным предметам так, чтобы переключение с одного на другое давало возможность отдохнуть — очень важно, особенно в течение первого года обучения в школе. Необходимо, чтобы родители сумели найти золотую середину между двумя крайностями: брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий, подготовку к проверочным контрольным и экзаменам, складывание портфеля и наведение порядка на рабочем столе даже тогда, когда ребенок готов к этой ответственности. Или полным невмешательством в дела ребенка. В первом случае велик риск того, что, повзрослев, ребенок так и останется «ребенком», инфантильным человеком, не умеющим брать на себя ответственность, принимать решения и делать обдуманный выбор. Во втором, если у него хватит собственных внутренних ресурсов, такая самостоятельность поможет ему стать сильнее и быстро повзрослеть, или наоборот — вырасти неуверенным в себе, не умеющим просить помощи.

Старшеклассники должны учить домашние задания сами. Фото:

Если навык к самостоятельному освоению информации не выработался в должное время — в начальной школе, то родителям приходится «садиться за уроки» и с семи-, девятиклассником. Проблема нежелания учиться самостоятельно в подростковом возрасте может возникнуть не только из-за несформированности навыков самодисциплины и самоконтроля, но и из-за нарушения мотивации. Это может быть связано с целым рядом причин: например, не сложились отношения с преподавателем, или ребенок не видит перспективы применения знаний по данной дисциплине. В этом случае родителям важно воздержаться от нотаций, скандалов, так как это может вызвать лишь сопротивление и дополнительное напряжение. Лучше всего направить свои усилия на создание «ситуации успеха» по конкретным дисциплинам или учебной деятельности в целом.

1. Когда человек видит, что результаты его деятельности ценны для окружающих и значимых для него людей, ребенок чувствует «вкус успеха», мотивация на ее выполнение возрастает (это может быть победа в конкурсе, расчеты для реализации какого-либо проекта, и т.п.).

2. Включение в группу сверстников, значимых для подростка, среди которых модно учиться самостоятельно, способно решить проблему. Иногда для этого требуется переход в другой класс или даже другую школу.

3. Формирование перспективы: например, знакомство с профессией во время захватывающей экскурсии на предприятие позволит подростку увидеть возможный итог его учебной деятельности, и если эта перспектива будет привлекательна, ребенок будет заинтересован в систематизации пути достижения этой перспективы, а значит, и систематизации самостоятельной деятельности.

Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Например, дать ему лучшее образование. Сейчас высоко востребованы интеллект и знание современных технологий. Профессии все больше механизируются и автоматизируются. А чтобы все работало, нужны образованные люди. Именно поэтому мы так переживаем за учебу детей, как за основу их будущей успешной взрослой жизни.

И естественно, когда речь заходит о помощи ребенку с домашним заданием, мы подходим к этому очень серьезно. Даже если многие из нас при этом испытывают большое внутреннее напряжение. Особенно, если у ребенка что-то не получается в учебе или ребенок не понимает какой-то предмет.

В этом, кстати, одна из первых ошибок родителей. В игру вступает закон отражения. Что создаешь, то и получаешь. Создавая напряженный настрой, мы передаем такой же настрой ребенку. Он еще не понял, что происходит, но уже напрягся. А в этом состоянии делать все гораздо труднее.

Если в семье уже сложился сценарий, что уроки делать долго и сложно, или вы - родитель будущего первоклассника, который уже наслышан о «тяжелой домашке», вы все можете изменить. Создайте новый сценарий.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком - это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу - это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Бережем время

Если раньше уроки делались долго, то сейчас на каждый урок выделяйте 15-20 минут максимум. Поиграйте с ребенком в игру «Сколько заданий мы успеем сделать за 1 минуту». И назначьте приз. Наша задача - из вечера, убитого нудной «домашкой», сделать веселый вечер с 30-минутным спринтом из интересных задачек.

Ребенку должно нравиться делать уроки быстро. Приз выбирайте осязаемым, который можно получить прямо сейчас. Система призов помогает в начале, чтобы ребенок привык делать все быстро. В дальнейшем можно ввести систему накопительных баллов, а главным призом сделать поход в кино. Система накопительных баллов учит ребенка стремиться к достижению результатов и ценить свой труд.

Примеры заданий на время: «Успеет ли ребенок за 1 минуту написать правильно предложение из упражнения», или «Успеет ли за 1 минуту решить 5 примеров».

Отдаем ребенку ответственность за домашние задания

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе - это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Начался учебный год и тот период, когда родители каждый вечер часами просиживают с ребёнком, выполняя с ним домашние задания. Родители полностью включаются в этот процесс: они узнают, что задано ребёнку, вместе готовят презентацию, и мастерят поделки, когда он уже спит.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу, теперь учатся дети. Школа - это зона их ответственности. В каком бы классе ни учился ребёнок, начало учебного года - это период, когда необходимо перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу. Конечно, в первое время возможны и замечания, и двойки. Но рано или поздно ребёнок поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учёба - не вся жизнь. Берегите здоровье и нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учёбы! Но школа - это всего лишь один из этапов жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все 11 лет стоять над ребёнком, то этим ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и нарушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает всё по указке, которой легко манипулировать. Такой ребёнок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность, в том числе и за невыученный урок. Не делать за него домашние задания - не значит полностью самоустраниться. Можно и нужно проверить выполненное, помочь разобраться в сложном вопросе.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения со временем: они его «не чувствуют», ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребёнок не учится правильно распределять время. Чтобы он этому научился, нужны не «надзирающие» родители, а стол, стул и будильник. На домашнее задание по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел - всё равно переходит к следующему заданию. Так школьник постепенно научится распределять время. Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к педагогу, либо к директору - чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребёнок самостоятельно делает уроки, у родителей больше свободного времени. Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. Появится время на прогулки. А вопрос: «Ты сделал уроки?» останется в прошлом. Всё же важны не оценки, а знания. Оценки зачастую бывают субъективными. Можно ходить с ребёнком в музеи, на выставки, покупать настольные игры - это покажет, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитает желание узнавать новое.