» » Культурология. Анатолий Кармин - Культурология. Краткий курс Культурология. Кармин А.С

Культурология. Анатолий Кармин - Культурология. Краткий курс Культурология. Кармин А.С

Эта книга - проводник в мир культуры. Она начинается с разговора о смысле понятия «культура» и заканчивается обсуждением концепций культурно-исторического процесса, разработанных крупнейшими теоретиками XIX-XX вв. В ней рассматриваются знаковые системы культуры, различные типы культурных миров, основные этапы истории русской культуры и этнокультурные стереотипы русского народа. Анализируется строение культуры, характеризуются ее различные формы и их взаимосвязь. Речь идет о культурной ментальности, о духовной, социальной и технологической культуре, о культурных сценариях деятельности.
Книга представляет собою учебник, предназначенный для студентов и школьников-старшеклассников. Популярность изложения делает ее доступной для широкого круга читателей.

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто многих любознательных людей. Однако культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для ее наименования американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг.

Культурология - комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

За свою недолгую историю культурология не выработала еще единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между весьма различными точками зрения. Сложность и противоречивость ситуации, в которой Ныне находится развитие культурологии как науки, не являются, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация - далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии - культура - есть феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, Цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия!).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

§ 1. Культура: слово, понятие, проблема
§ 2. Происхождение и смысл термина «культура»
§ 3. Информационно-семиотическое понимание культуры
§ 4. Функции культуры
§ 5. Культура и культуры
Глава 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
§ 1. Типология знаковых систем культуры
§ 2. Естественные знаки
§ 3. Функциональные знаки
§ 4. Иконические знаки
§ 5. Конвенциональные знаки
§ 6. Вербальные знаковые системы - естественные языки
§ 7. Знаковые системы записи
§ 8. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс
§ 9. Функции языка в культуре
§ 10. Вторичные моделирующие системы
§ 11. Тексты и их интерпретация
§ 12. Пример интерпретации культурного текста: семиотика «Медного всадника».
Глава 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ
§ 1. Национальные культуры
§ 2. Этнокультурные стереотипы
§ 3. Европейцы
§ 4. Американцы
§ 5. Китайцы
§ 6. Японцы
§ 7. Русские
§ 8. Существует ли национальный характер?
Глава 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
§ 1. Типы социокультурных миров
§ 2. Исторические типы культуры
§ 3. Региональные культуры
§ 4. Цивилизации
Часть вторая АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

§ 1. Теории и модели в науке
§ 2. Трехмерная модель культуры
§ 3. Культурные формы
§ 4. Свойства культурных форм
§ 5. Ментальное поле культуры
§ 6. Структура культурного пространства
Глава 2. ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ
§ 1. Когнитивные парадигмы
§ 2. Ценностные парадигмы
§ 3. Регулятивные парадигмы
Глава 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. О смысле понятия «духовная культура»
§ 2. Мифология
§ 3. Религия
§ 4. Искусство
§ 5. Философия
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Особенности социальной культуры
§ 2. Нравственная культура
§ 3. Правовая культура
§ 4. Политическая культура
Глава 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Что такое технологическая культура?
§ 2. Техника
§ 3. Наука
§ 4. Инженерия
Глава 6. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Многообразие культурных сценариев
§ 2. Культура мышления
§ 3. Культура общения
§ 4. Культура труда
§ 5. Культура учебы
§ 6. Культура игры
§ 7. Культура досуга
Часть третья ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

§ 1. Общество как социальный организм
§ 2. Синергетический подход к пониманию общества
§ 3. Проблема генезиса культуры
§ 4. Культура и социальная реальность
§ 5. Энергетика и динамика развития культуры
§ 6. Культура как коллективный интеллект
§ 7. Социальные условия культурной динамики
§ 8. Духовное производство
§ 9. Культура как средство и культура как цель
Глава 2. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ
§ 1. Мифология творчества
§ 2. Сущность творчества
§ 3. Творческий процесс
§ 4. Социокультурная организация творческой деятельности
§ 5. Культурный фон творческой деятельности: отношение общества к творчеству
§ 6. Творческая деятельность и динамика культуры
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
§ 1. Традиционная и инновационная культура
§ 2. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура
§ 3. Темпоральное расслоение культуры
§ 4. Ритмика культурных процессов
§ 5. Постепенность и взрывы
§ 6. Синергетическая трактовка культурной динамики
§ 7. Динамика идеалов
§ 8. Семиотические процессы
§ 9. Структурные сдвиги в культурном пространстве
§ 10. Взаимодействие культур
Глава 4. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
§ 1. Поиски закономерностей истории
§ 2. Н. Данилевский: Россия и Европа
§ 3. О. Шпенглер: закат Европы. 849
§ 4. А. Тойнби: постижение истории
§ 5. П. Сорокин: социальная и культурная динамика
§ 6. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система
§ 7. От разобщенности - к культурному единству человечества.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.

Культурология. Кармин А.С.

2-е изд., перераб. и доп. - СПб .: 2003 - 926 с.

Эта книга - проводник в мир культуры. Она начинается с разговора о смысле понятия «культура» и заканчивается обсуждением концепций культурно-исторического процесса, разработанных крупнейшими теоретиками XIX-XX вв. В ней рассматриваются знаковые системы культуры, различные типы культурных миров, основные этапы истории русской культуры и этнокультурные стереотипы русского народа. Анализируется строение культуры, характеризуются ее различные формы и их взаимосвязь. Речь идет о культурной ментальности, о духовной, социальной и технологической культуре, о культурных сценариях деятельности.

Книга представляет собою учебник, предназначенный для студентов и школьников-старшеклассников. Популярность изложения делает ее доступной для широкого круга читателей.

Формат: pdf

Размер: 11,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................3
Часть первая МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?..........................................6
§ 1. Культура: слово, понятие, проблема.............................6
§ 2. Происхождение и смысл термина «культура» ......................8
§ 3. Информационно-семиотическое понимание культуры................11
§ 4. Функции культуры..........................................25
§ 5. Культура и культуры........................................31
ГЛАВА 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ........................................33
§ 1. Типология знаковых систем культуры...........................33
§ 2. Естественные знаки..........................................33
§ 3. Функциональные знаки......................................34
§ 4. Иконические знаки..........................................35
§ 5. Конвенциональные знаки.....................................36
§ 6. Вербальные знаковые системы - естественные языки................38
§ 7. Знаковые системы записи.....................................42
§ 8. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс.........44
§ 9. Функции языка в культуре....................................45
§ 10. Вторичные моделирующие системы..............................65
§ 11. Тексты и их интерпретация...................................67
§ 12. Пример интерпретации культурного текста: семиотика «Медного всадника»....69
Глава 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ..........................................73
§ 1. Национальные культуры.....................................73
§ 2. Этнокультурные стереотипы...................................81
§ 3. Европейцы................................................83
§ 4. Американцы...............................................88
§ 5. Китайцы..................................................93
§ 6. Японцы..................................................99
§ 7. Русские.................................................103
§ 8. Существует ли национальный характер?.........................139
Глава 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ.....................................149
§ 1. Типы социокультурных миров................................149
§ 2. Исторические типы культуры.................................150
§ 3. Региональные культуры.....................................182
§ 4. Цивилизации.............................................191
Часть вторая АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ.....................................200
§ 1. Теории и модели в науке.....................................200
§ 2. Трехмерная модель культуры.................................202
§ 3. Культурные формы.........................................203
§ 4. Свойства культурных форм...................................205
§ 5. Ментальное поле культуры...................................211
§ 6. Структура культурного пространства............................225
Глава 2. ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ...................................233
§ 1. Когнитивные парадигмы.....................................233
§ 2. Ценностные парадигмы......................................255
§ 3. Регулятивные парадигмы....................................274
Глава 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.........................................316
§ 1. О смысле понятия «духовная культура» .........................316
§ 2. Мифология...............................................319
§ 3. Религия.................................................340
§ 4. Искусство................................................390
§ 5. Философия...............................................468
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.......................................498
§ 1. Особенности социальной культуры.............................498
§ 2. Нравственная культура......................................501
§ 3. Правовая культура.........................................527
§ 4. Политическая культура.....................................555
Глава 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА..................................574
§ 1. Что такое технологическая культура? ........................... 574
§ 2. Техника.................................................581
§ 3. Наука...................................................607
§ 4. Инженерия...............................................648
Глава 6. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................671
§ 1. Многообразие культурных сценариев............................671
§ 2. Культура мышления........................................672
§ 3. Культура общения.........................................679
§ 4. Культура труда............................................694
§ 5. Культура учебы............................................703
§ 6. Культура игры............................................710
§ 7. Культура досуга...........................................722
Часть третья ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА........................................730
§ 1. Общество как социальный организм............................730
§ 2. Синергетический подход к пониманию общества...................733
§ 3. Проблема генезиса культуры..................................737
§ 4. Культура и социальная реальность.............................742
§ 5. Энергетика и динамика развития культуры.......................743
§ 6. Культура как коллективный интеллект.........................746
§ 7. Социальные условия культурной динамики......................748
§ 8. Духовное производство......................................753
§ 9. Культура как средство и культура как цель......................756
Глава 2. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ......................759
§ 1. Мифология творчества.......................................759
§ 2. Сущность творчества........................................762
§ 3. Творческий процесс.........................................765
§ 4. Социокультурная организация творческой деятельности.............772
§ 5. Культурный фон творческой деятельности: отношение общества к творчеству..779
§ 6. Творческая деятельность и динамика культуры....................781
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ...........................785
§ 1. Традиционная и инновационная культура............... ......... 785
§ 2. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура......787
§ 3. Темпоральное расслоение культуры.............................789
§ 4. Ритмика культурных процессов...............................793
§ 5. Постепенность и взрывы.....................................796
§ 6. Синергетическая трактовка культурной динамики..................798
§ 7. Динамика идеалов.........................................800
§ 8. Семиотические процессы.....................................810
§ 9. Структурные сдвиги в культурном пространстве...................817
§ 10. Взаимодействие культур.....................................821
Глава 4. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ.........................................835
§ 1. Поиски закономерностей истории..............................835
§ 2. Н. Данилевский: Россия и Европа.............................842
§ 3. О. Шпенглер: закат Европы. 849
§ 4. А. Тойнби: постижение истории...............................863
§ 5. П. Сорокин: социальная и культурная динамика..................874
§ 6. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система...............896
§ 7. От разобщенности - к культурному единству человечества...........910
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................916

Введение

Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. В современных программах вузовского обучения она выступает как одна из основных гуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – путь к обогащению духового мира личности.

Данная книга – учебное пособие, написанное в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Она может быть использована студентами всех специальностей в процессе изучения этого курса.

Культурология – сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная еще с античных времен философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура , но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В Средние века культуру рассматривали, главным образом, сквозь призму религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры, и в особенности искусства. Но только в XVIII в. – веке Просвещения – понятие культуры вошло в научный обиход и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744–1803). В его понимании культура включает язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавил: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт опубликовал книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а нобелевский лауреат химик и философ В. Освальд в книге «Система наук» предложил для обозначения учения о культуре слово «культурология».

К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную гуманитарную науку, которая синтезирует и систематизирует данные философии, истории, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики.

В широком смысле культурология охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:

Философию культуры,

Теорию культуры,

Историю культуры,

Культурную антропологию,

Социологию культуры,

Прикладную культурологию,

Историю культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимают общую теорию культуры , на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, – такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) – с общей физикой.

Вузовский учебный курс культурологии ограничивается в основном проблематикой общей теории и истории культуры.

Часть I. Культура как предмет научного исследования

Глава 1. Формирование представлений о культуре

§ 1.1. Происхождение и предназначение термина «культура»

В повседневной речи «культура» – это хорошо знакомое всем слово : мы говорим о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.

Но культура – не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, как понятие массы – в физике или наследственности – в биологии. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.

Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Чтобы понять, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались представления о ней.

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины ХVIII в. – «века Просвещения». Зачем же понадобилось просветителям обращаться к этому термину и почему он быстро завоевал популярность?

Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в тот период, была «сущность», или «природа», человека. Продолжая традиции гуманизма, зародившиеся еще в эпоху Возрождения, и отвечая на социальный запрос времени, связанный с происходившими тогда переменами в общественной жизни, выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии развивали идею исторического прогресса. Они стремились понять, к чему он должен вести, как в ходе него совершенствуется разумная свободная «сущность» человека, как должно быть устроено общество, соответствующее человеческой «природе». В размышлениях на эти темы возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено «человеческой природой», а с другой стороны, формирует ее. Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение: речь шла о выработке идеалов человеческого бытия, то есть образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс. Так, в ХVIII в. в общественную мысль вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека . Соответственно возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения нового понятия. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura , первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр. agri cultura – обработка почвы), противостояло слову natura (природа).

Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» – в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Однако эта идея допускает неоднозначное толкование. Дело в том, что использование термина культура в указанном смысле оставляет весьма неопределенным его содержание: в чем же все-таки состоит специфика человеческого образа жизни, то есть что такое культура?

§ 1.2. Просветительское понимание культуры

Мыслители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. В самом деле, если разум человека есть главное, что отличает его от животных, то логично полагать, что разумность – это основная особенность человеческого образа жизни. Следовательно, культура представляет собою создание человеческого разума. К ней относится все, что создается разумной деятельностью людей («плоды просвещения»). Такова была суть просветительского понимания культуры.

Но всегда ли разум человеческий служит благу? Если он может породить и добро, и зло, надо ли все его деяния считать выражением «сущности» человека и относить к явлениям культуры? В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.

С одной стороны, она трактуется как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывают с просвещением и воспитанием людей. В конце ХVIII – начале ХIХ в. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура предстает как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

Кармин, Анатолий Соломонович

(р. 23.07.1931) - спец. по теории познания, методол. науки, психол. творч.; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1953), физ.-матем. ф-т Ульяновского пед. ин-та (1966). Преподавал филос. и психол. в Ульяновском пед. ин-те, в Ленингр. ин-те водного транспорта, Ленингр. ин-те инж. путей сообщения. С1990- проф. кафедры психол. и социол. Петерб. ун-та путей сообщения. Докт. дисс. - "Конечное и бесконечное как философские категории" (1974). Науч. труды К. посвящены осмыслению природы филос. знания, анализу социокультурных и психол. аспектов по-знават. деятельности человека, категориального аппарата филос. науки, методов науч. иссл., филос. вопросам физики и математики, проблемам бесконечности, творч., интуиции. К. развивает и обосновывает понимание филос. как особой сферы интеллектуального творч., в к-рой выявляются и формируются исходные, наиболее общие идеи, принципы, установки человеч. сознания (культуры). Филос. категории рассматриваются как язык, на основе к-рого строятся знания человека о мире и о себе. Совм. с В.П.Бранским и В.В.Ильиным К. разработана "атрибутивная модель" объекта познания, к-рая выступает в качестве обобщенной схемы описания любых объектов. Вводит новые представления о нек-рых процедурах построения науч. знания в их логич. структуре, предлагает систему оценок методов иссл. (по параметрам общности, продуктивности, рациональности). Исследует логику развития проблемы конечного и бесконечного, раскрывая значения этих понятий и их взаимосвязь; строит филос. концепцию реальной бесконечности и обосновывает несводимость последней к матем. определениям; показывает недоказуемость и неопровержимость идеи бесконечности мира в науке. Анализирует разл. подходы к определению творч. и их соотношение; рассматривает ди-алогич. структуру творч. мышления и его осн. операции (генерация и селекция), разрабатывает пятифазное описание творч. процесса; развивает концепцию творч. интуиции как "скачка" от абстракций к наглядным образам (эйдетическая интуиция) и от наглядных образов к абстракциям (концепт. интуиция).

Соч.: К постановке проблемы бесконечности в современной науке // ВФ. 1965. № 2 ; Конечное и бесконечное. [В соавт. ]. М. , 1966 ; Творческая интуиция в науке. [В соавт. ]. М. , 1971 ; К вопросу о генезисе теоретического мышления // Проблемы диалектики. Вып.4. Л. , 1974 ; Интуиция и ее механизмы // Проблемы методологии науки и научного творчества. Л. , 1977 ; Методологическое значение принципа единообразия природы в индуктивных рассуждениях // Материалистическая диалектика и структура естественнонаучного знания. Киев , 1980 ; Познание бесконечного. М. , 1981 ; Научное мышление и интуиция : эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. Киев , 1983 ; Проблема субъекта и объекта в кантовской теории познания // Кан-товский сборник. Вып.8. Калининград , 1983 ; Диалог в научном творчестве // ФН. 1985. № 4 ; Диалектика материального мира. [В соавт. ]. Л. , 1985 ; Поиск и оценка методов исследования // Теория и метод. М. , 1987 ; Драматургия творчества // Ноосфера : духовный мир человека. Л. , 1989 ; Специфика социального познания // Естественнонаучное и социогу-манитарное знание : методологические проблемы. Л. , 1990 ; Лекции по философии. [В соавт. ]. Екатеринбург , 1992 ; Интеллектуальная элита в структуре научного сообщества. [В соавт. ] // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч.1. СПб. , 1993.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Книги

  • Интуиция. Философские концепции и научное исследование , Кармин Анатолий Соломонович. Интуитивное постижение истины является одним из наиболее загадочных феноменов познавательной деятельности человека. В литературе и в повседневной жизни мы постоянно встречаемся с упоминаниями…

Отечественный философ, занимающийся проблемами теории познания, теории творчества и т.п.

«В.Г. Белинский отмечал, что между гением и читателем есть определённый разлад. Гений, работающий для потомства и для вечности, может быть не понят современниками и даже бесполезен для них. Его польза - в исторической перспективе. А большинство людей нуждаются в искусстве, пусть и не столь глубоком и долговечном, но отвечающем на «злобу дня», служащем сегодняшним нуждам людей. «Читатель хотел бы, чтобы его автор был гением, но при этом он же хотел бы, чтобы произведения этого автора были понятными. Так создаются Кукольник или Бенедиктов - писатели, занимающие вакантное место гения и являющиеся его имитацией. Такой «доступный гений» радует читателя понятностью своего творчества, а критика - предсказуемостью». Новые идеалы гения с трудом воспринимаются людьми, привыкшими руководствоваться усвоенными с детства идеалами».

Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 803.

«В течение 40 лет Кармин, по его собственному признанию, работает над проблемой творчества, мечтает создать интегральную концепцию творческой деятельности. Этим планам не суждено было сбыться, но в ряде статей, лекций, записанных студентами и аспирантами, проступают черты будущей концепции. Существенная трудность в создании такой концепции, считает Кармин, заключается в многозначности, разноплановости и произвольности употребления слова «творчество». А популярность разговоров о творчестве и несогласованность его определений делает это слово «стёртой монетой». В его архиве есть любопытная запись: «Смешно, когда посредственный, хотя и популярный артист с важностью говорит «моё творчество»... Окуджава на вопрос: «Каковы Ваши творческие планы?» смущённо отвечает: «Ну что вы! Работаю... Творческие планы - это у Алены Апиной...».
Творчество - это редкий дар. Кармин, размышляя над тем, почему стало расхожим это слово, делает попытку реконструировать историю представлений о творчестве: от поэтико-символической постановки её в древности и художественного осмысления в искусстве разных исторических эпох к философскому размышлению и научному исследованию. Анализируя различные подходы к определению творчества, Кармин считал, что приравнивание любой продуктивной деятельности к творчеству, игнорирование его качественного отличия от конструктивной деятельности и сведение этого отличия к чисто количественной разнице между ними затрудняет изучение реального, объективно определяемого творчества в его специфике. Он полагает, что в настоящее время в исследовании творчества очевиден кризис, тупик, связанный с тем, что различные «одноаспектные» подходы к проблеме творчества с позиций философии, психологии, социологии, методологии исчерпали свои возможности. Попытки строить теорию творчества в рамках философии, психологии, методологии или социологии оставляют за кадром весьма существенные моменты творческой деятельности и поэтому не дают её адекватного понимания. Для них, с одной стороны, характерна тенденция к сужению поля зрения исследователя - например, исключению из него творческого продукта или творческого процесса и рассмотрению второго изолированно от первого (психология творчества) и, наоборот, первого независимо от второго (социология творчества). А с другой стороны, они охватывают чересчур широкую предметную область, куда наряду с творчеством попадают и отличные от него вещи, которые, однако, отождествляются с ним. Так, например, получается, когда в философском толковании творчества ставят знак равенства между ним и «творчеством природы». […]
В последний год своей жизни А.С. Кармин заканчивает работу над очень большой по объёму монографией «Интуиция: философские концепции и научное исследование». Окончательную правку текста книги он проводит уже в больнице. Однако ему так и не суждено было увидеть свой труд опубликованным. Теперь мы предлагаем вниманию читателей эту замечательную работу».

Бернацкий Г.Г., Аллахвердов В.М. и др., Предисловие к книге: Кармин А.С., Интуиция: философские концепции и научное исследование, СПб, «Наука», 2011 г., с. 12-14 и 18-19.