» » Семья учащихся: нужно ли делать уроки вместе с детьми? «Мамаша, вам два». Нужно ли родителям делать уроки с ребенком Кто как учит уроки с ребенком

Семья учащихся: нужно ли делать уроки вместе с детьми? «Мамаша, вам два». Нужно ли родителям делать уроки с ребенком Кто как учит уроки с ребенком

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Начался учебный год и тот период, когда родители каждый вечер часами просиживают с ребёнком, выполняя с ним домашние задания. Родители полностью включаются в этот процесс: они узнают, что задано ребёнку, вместе готовят презентацию, и мастерят поделки, когда он уже спит.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу, теперь учатся дети. Школа - это зона их ответственности. В каком бы классе ни учился ребёнок, начало учебного года - это период, когда необходимо перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу. Конечно, в первое время возможны и замечания, и двойки. Но рано или поздно ребёнок поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учёба - не вся жизнь. Берегите здоровье и нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учёбы! Но школа - это всего лишь один из этапов жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все 11 лет стоять над ребёнком, то этим ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и нарушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает всё по указке, которой легко манипулировать. Такой ребёнок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность, в том числе и за невыученный урок. Не делать за него домашние задания - не значит полностью самоустраниться. Можно и нужно проверить выполненное, помочь разобраться в сложном вопросе.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения со временем: они его «не чувствуют», ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребёнок не учится правильно распределять время. Чтобы он этому научился, нужны не «надзирающие» родители, а стол, стул и будильник. На домашнее задание по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел - всё равно переходит к следующему заданию. Так школьник постепенно научится распределять время. Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к педагогу, либо к директору - чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребёнок самостоятельно делает уроки, у родителей больше свободного времени. Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. Появится время на прогулки. А вопрос: «Ты сделал уроки?» останется в прошлом. Всё же важны не оценки, а знания. Оценки зачастую бывают субъективными. Можно ходить с ребёнком в музеи, на выставки, покупать настольные игры - это покажет, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитает желание узнавать новое.

Родителям школьников часто приходится нелегко при выполнении с детьми домашних заданий. Во-первых, не всегда удается уговорить ребенка сеть за уроки вовремя, а во во-вторых, после рабочего дня, когда нужно успеть переделать домашние дела, не всегда получается выкроить достаточно времени для решения задач по математике или заучивания правил русского языка .

Конечно, больше всего времени и внимания требуют учащиеся младшей школы, но и старшеклассникам иногда требуется помощь родителей.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно делать уроки с детьми, чтобы этот процесс не утомил вас и ребенка и прошел без конфликтов.

Отдых после школьных занятий

Прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, ребенку необходимо отдохнуть от занятий в школе.

Прогулка после школы обязательна! Если ваш ребенок не посещает продленку, где педагог выводит ребят на улицу, задержитесь после уроков на школьном дворе, пусть ваше чадо немного побегает с одноклассниками (так сказать, «проветрит голову»), перед тем как продолжит «грызть гранит науки». Минимальное время прогулки – полчаса, но лучше час-полтора.

Затем, вернувшись домой, пообедав и немного отдохнув, можно приниматься за уроки.

Дети бывают разные

Мало у кого из родителей дети без разговоров садятся за уроки и делают их аккуратно и правильно. Большинство учеников, как правило, делятся на две категории. Одних не заставишь сесть за уроки , другие стараются сделать все сразу и быстро, чтобы потом с чистой совестью спокойно поиграть. Второй вариант конечно лучше, но впопыхах не всегда материал усваивается хорошо. В обоих случаях необходимо вмешательство родителей или близких.

Если ребенок не хочет садиться за уроки, вам придется ввести определенные правила, которые должны четко выполняться. Хорошо, когда ребенок соблюдает режим дня, но это не всегда просто и удобно, поэтому научитесь с ним договариваться спокойно, но жестко. Например, разрешите ему поиграть или посмотреть телевизор до определенного времени, а потом сразу же приступите к занятиям.

Как делать уроки с детьми

При этом, если ваш сын или дочь смотрит любимую передачу, не надо выключать телевизор на середине. Но напомните, что времени на уроки (и, соответственно, на игры после) у него останется меньше.

С маленькими торопыжками немного проще, но вам придется следить, чтобы ребенок не сделал ошибок. Лучше попросите его выполнить работу на черновике, затем проверьте и разрешите переписать в тетрадь. Если ошибка обнаружена в чистовике, научите красиво ее исправлять. Если ошибок мало, не стоит заставлять ребенка переписывать всю работу.

Сколько делать уроки

По утверждению психологов, лучшее время для домашних занятий – с 15 до 18 часов. Обязательны перерывы на 5-10 минут каждые 30-40 минут, особенно для младших школьников. Это необходимо, чтобы отдохнули глаза, руки и спина. Ребенку полезно сделать несколько физических упражнений, съесть кусочек шоколада или фрукт.

Желательно, чтобы на выполнение домашней работы уходило не более 1,5-2-х часов.

Начинать лучше с самых сложных заданий, например, с русского языка или математики, а устные предметы выучить позже.

Как помочь с уроками ребенку

Основная цель родителей – научить ребенка работать самостоятельно! Если ребенок не научится сам делать уроки, он рано или поздно может просто перестать их выполнять либо вам придется почти каждый день тратить свое время и сидеть возле него вместо того, чтобы отдыхать после работы и домашних дел.

Конечно, уделять ребенку время необходимо, но лучше потратить его на более приятное совместное времяпровождение. Что же делать?

На первых порах вам придется помогать ребенку, особенно младшекласснику. Помогая ребенку, научите его пользоваться схемами и таблицами, а задачки по математике, с которыми чаще всего возникают трудности, рисовать на бумаге. Покупайте ему красивые энциклопедии и книги на историческую тематику.

С первых же дней дайте ребенку возможность думать самостоятельно, не торопитесь помочь ему с решением и подсказывать ответ. Возможно, сначала придется сидеть рядом с ним, но лучше, если вы будете заняты своими делами, а малыш будет звать вас по мере возникновения трудностей. Если таковых не возникает, обязательно проверьте готовую работу и укажите на ошибки.

Ребята постарше (в идеале – со 2 класса) должны работать самостоятельно и уже не звать вас к себе, а подходить и спрашивать, если что-то непонятно.

В любом случае помните, что оценки в дневнике не всегда говорят о том, какой будет жизнь ребенка после школы. Часто бывшие отличники живут от зарплаты до зарплаты, а двоечники становятся преуспевающими людьми. Главное – вырастить доброго и порядочного человека, сохранить его здоровье и ваши теплые взаимоотношения!

Вам легко делать уроки с ребенком?

Некоторые родители , когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…

Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.

В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.

Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.

Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди , но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в "фурию", начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:

1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал . Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.

2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков . Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.

3. Не делайте уроки за ребенка . Когда родители сидят рядом, ребенку может показаться, что они сами сделают за него уроки, а ему совсем не обязательно вникать в суть задачи. Поэтому при приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать и найти решение задачи самостоятельно. Не забывайте народную мудрость: "Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить". Ежедневно ребенок должен чувствовать радость от того, что ему удалось что-то сделать самостоятельно. Вместо того чтобы подсказать, больше задавайте вопросы, заставляющие его думать. Например, " Ты знаешь, к какому спряжению этот глагол относится?".


4. Сотрудничайте с учителями . Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.

5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому . Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.

6. Наймите репетитора . Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.

7. Постепенно приучайте к самостоятельности . Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.

Ответить на извечный вопрос — помогать с уроками или пусть ребенок старается сам, мы попросили Ирину Трушину, доцента кафедры психологии и проректора по работе с молодёжью Челябинского государственного университета , и Викторию Нагорную, преподавателя русского языка и литературы с 20-летним стажем .

Виктория Нагорная: «Мамаша, вам два»

— Мое мнение жестко: в начальных классах, особенно в первом, ребенку необходимо помогать с уроками. Ведь отметок еще не ставят, и здесь речь идет больше не о выполнении заданного, а о формировании умений. Умений не только учиться, но и организовывать свой день, складывать портфель, заполнять дневник. Все знакомые мне коллеги именно по такому принципу воспитывают своих детей-школьников.

В более старшей школе, я не говорю уже о пятых классах и далее, я против «сидения с ребенком». Конечно, отказываться помочь нельзя. Все мы помним и из своего детства, как папы решали нам задачи, своим путем, не как нас учили, но ответ был правильным. А мамы проверяли сочинения и обязательно находили в них ошибки и описки. Ничего не изменилось: точные науки стали лишь гораздо сложнее, а дети, привыкшие к компьютерам, практически разучились сами придумывать интересные фразы и писать без ошибок: компьютер исправит. Поэтому, если дочь просит: «Мама, объясни, я не понимаю», я всегда иду на помощь. Если нет — делает уроки сама.

В первом классе контролировать ребенка рекомендуется. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Я советую донести до ребенка одну мысль. Сейчас учеба — это твоя работа. Ты ведь за меня не работаешь, почему я за тебя должна? Пусть несамостоятельный школьник сначала проспит первый урок, потом получит несколько двоек, затем придет в класс без дневника и формы на физкультуру. Набив шишек, он научится всему, что требуется, самостоятельно. Первоначально можно контролировать, управлять издалека и незаметно: к примеру, предупредить классного руководителя о нововведениях в вашей семье.

Родителям иногда самим сложно справиться с заданиями детей. Фото: / Надежда Уварова

В моей педагогической практике ситуации, когда родители не просто сидят рядом с ребенком, а полностью выполняют за него уроки, увы, нередки. Но это — медвежья услуга. Как-то моему коллеге, учителю биологии, пятиклассник сдал такой заумный реферат, что он зачитывал нам вслух выдержки, а мы не понимали, о чем идет речь. Родитель, очевидно, доктор биологических наук, решил потрясти всех своей эрудицией, и выдал такие познания об обитателях океана, что они явно не соответствуют десяти-одиннадцатилетнему уму. Причем реферат не был скопирован из интернета. Он заумен, а не умён. Коллега был старых правил, подумал и написал на титульном листе: «Мамаша, вам два».

Многие не верят, что ребенок сам будет делать уроки, если его бросить, как малька, в дальнее плавание. Будет, обязательно. Не растите трутней. Есть, видимо, какой-то этап, пережив который вместе с мамой за домашним заданием школьник уже не хочет идти дальше без мамы. Практика показывает, достаток и образование семьи тут ни при чем. Мамы учатся за таких чад и в институтах, и по работе помогают. Разве этого мы хотим для своих детей? Уверена, все ответят «нет». Пусть сначала у вашего ребенка будет три, но его, заслуженная.

Как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Я педагог, но считаю, что не все обязаны быть отличниками. Главное для ребенка — внутренний стержень, желание чего-то достичь, приспособленность к обстоятельствам и самостоятельность.

Ирина Трушина: «Необходима ситуация успеха»

— Этим вопросом задается каждый родитель. Ответ зависит прежде всего от уровня психологической и физической готовности ребенка школе. Первый класс — время, когда ребенок адаптируется к новым условиям, системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иным правилам организации своей деятельности. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, помощь родителя или значимого взрослого бывает просто необходима. Помочь спланировать свое время, рационально распределить выполнение заданий и отдых, научиться чередовать выполнение домашней работы по разным предметам так, чтобы переключение с одного на другое давало возможность отдохнуть — очень важно, особенно в течение первого года обучения в школе. Необходимо, чтобы родители сумели найти золотую середину между двумя крайностями: брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий, подготовку к проверочным контрольным и экзаменам, складывание портфеля и наведение порядка на рабочем столе даже тогда, когда ребенок готов к этой ответственности. Или полным невмешательством в дела ребенка. В первом случае велик риск того, что, повзрослев, ребенок так и останется «ребенком», инфантильным человеком, не умеющим брать на себя ответственность, принимать решения и делать обдуманный выбор. Во втором, если у него хватит собственных внутренних ресурсов, такая самостоятельность поможет ему стать сильнее и быстро повзрослеть, или наоборот — вырасти неуверенным в себе, не умеющим просить помощи.

Старшеклассники должны учить домашние задания сами. Фото:

Если навык к самостоятельному освоению информации не выработался в должное время — в начальной школе, то родителям приходится «садиться за уроки» и с семи-, девятиклассником. Проблема нежелания учиться самостоятельно в подростковом возрасте может возникнуть не только из-за несформированности навыков самодисциплины и самоконтроля, но и из-за нарушения мотивации. Это может быть связано с целым рядом причин: например, не сложились отношения с преподавателем, или ребенок не видит перспективы применения знаний по данной дисциплине. В этом случае родителям важно воздержаться от нотаций, скандалов, так как это может вызвать лишь сопротивление и дополнительное напряжение. Лучше всего направить свои усилия на создание «ситуации успеха» по конкретным дисциплинам или учебной деятельности в целом.

1. Когда человек видит, что результаты его деятельности ценны для окружающих и значимых для него людей, ребенок чувствует «вкус успеха», мотивация на ее выполнение возрастает (это может быть победа в конкурсе, расчеты для реализации какого-либо проекта, и т.п.).

2. Включение в группу сверстников, значимых для подростка, среди которых модно учиться самостоятельно, способно решить проблему. Иногда для этого требуется переход в другой класс или даже другую школу.

3. Формирование перспективы: например, знакомство с профессией во время захватывающей экскурсии на предприятие позволит подростку увидеть возможный итог его учебной деятельности, и если эта перспектива будет привлекательна, ребенок будет заинтересован в систематизации пути достижения этой перспективы, а значит, и систематизации самостоятельной деятельности.