» » Детские травмы во взрослой жизни. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь. Признаки психологической травмы

Детские травмы во взрослой жизни. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь. Признаки психологической травмы

То, что происходит с нами в детстве, часто определяюще влияет на всю нашу жизнь. Считая себя творцами своей жизни, мы, тем не менее, нередко ведём себя в соответствии со «сценарием», «написанным» для нас, когда мы были детьми. И далеко не всегда эти «сценарии» способствуют нашему благополучию и счастью.

К сожалению, довольно часто детские переживания и впечатления становятся причиной психологической травмы¸ способной оказать отрицательное влияние на всю нашу жизнь.

Основные причины детских психологических травм – это:

  • развод родителей (иногда – длительные и открытые для ребёнка ссоры родителей),
  • смерть близкого (как правило, матери или отца),
  • нападение или физическое (в том числе, сексуальное) насилие,
  • морально-нравственное унижение личности (например, травля в подростковой среде),
  • длительная болезнь,
  • серьёзные педагогические ошибки близких взрослых (чаще всего – матери), нездоровые отношения в семье.

Травмирующие отношения в паре: взрослый - ребенок

Педагогически неверное поведение близкого взрослого (обычно – мамы) – наиболее типичный и в то же время самый скрытый фактор, оказывающий травмирующее влияние на ребёнка. Именно детские психологические травмы, вызванные неправильным воспитанием, нездоровым отношением матери или отца к ребёнку, когда на малыша возлагаются чрезмерные надежды, связанные с тем, что что-то не сбылось в жизни его родителей и им хочется, чтобы успехи ребёнка компенсировали их прошлые неудачи, или когда ребёнок становится для матери сверхценностью и его балуют, или, наоборот, мать чрезмерно внутренне сосредоточена на своих проблемах, из-за чего у неё нет эмоционального контакта с ребёнком, – часто оказываются наиболее сложными и длительными, их причины непросто осознать, их также можно назвать самыми массовыми в наше время.

Можно назвать три основных психотравмирующих фактора такого рода:

Игнорирование физических или эмоциональных потребностей ребенка,

Эмоциональная холодность со стороны членов семьи (особенно матери, иногда – отца).

Ребёнок строит себя, свою личность - с помощью своих родителей. Он получает представление о самом себе от других людей, прежде всего – близких взрослых. Фактически мы все в той или иной мере становимся такими, какими видели нас наши мать и отец. Но далеко не всегда это представление правильное и педагогически полезное.

Разумеется, родители в подавляющем большинстве случаев не вредят своим детям сознательно. Однако собственные нерешённые психологические и личные проблемы, нередко – также вызванные детской психологической травмой – часто приводят и к неправильному отношению родителей к своему ребёнку.

Так как сценарии воспитания на неосознанном уровне копируются и воспроизводятся потом на своих детях, то травмирующие отношения переносятся из поколения в поколение. Проработав свои детские травмы и обиды, вы не только измените собственную жизнь, но и сможете сделать бесценный подарок всем вашим потомкам, которые в этом случае будут иначе строить отношения в своих семьях.

Влияние травмирующей ситуации на развитие личности

Когда Саше было 10 лет, её родители разошлись. Ещё задолго до этого они начали регулярно ссориться. После официального развода отцу и матери Саши пришлось ещё некоторое время жить вместе, так как им не удавалось разъехаться. Затем мама с Сашей перебрались в большой город.

Сейчас Саше 32 года. Она не замужем, у неё нет детей. Она часто находится в беспричинно угнетённом состоянии. Мало общается с людьми, несмотря на то, что очень привязана к своим немногочисленным друзьям. Однако и друзей она неделями и месяцами избегает, не отвечая на звонки и письма. Очень мнительна: ей кажется, что она может помешать, побеспокоить. Часто плачет над книгой (она любит читать).

Между тем, по словам её мамы, Саша до 10 лет была весёлой, общительной, любознательной и жизнерадостной девочкой. Она резко изменилась именно в период ссоры и последующего развода родителей.

Как видим, причинами проблем Саши стали ссоры и последующий развод родителей, и особенно то, что отец после развода полностью игнорировал свою дочь.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему отделить себя от социальной ситуации, в которой он – как правило, случайно - оказался. Ему кажется, что всё происходящее с ним и его близкими непосредственно связано с его качествами, его человеческой сутью, что если мама и папа разводятся, то это он виноват, если его обзывают, унижают - то это он такой плохой и недостоин другого отношения к себе. Особенно характерно такое восприятие себя для детей дошкольного возраста.

Поэтому в результате травмы ребенок получает искажённые представления о себе, своих особенностях и способностях, которые потом нередко несёт во взрослую жизнь.

В результате формируются такие личностные особенности, как комплекс неполноценности (отсутствие уверенности в своём человеческом потенциале, в том, что меня будут принимать и любить, что я смогу стать полезным и успешным членом общества), слабоволие (неумение преодолевать трудности), недоверие к людям и т.д.

Кроме отмеченной выше особенности (неумения отделить себя от социальной ситуации), дети ещё и малы, слабы, зависимы от взрослых, не способны самостоятельно изменить свои отношения с ними. Отсюда характерный для детей конформизм. Ребёнок адаптируется практически к любой ситуации, к любым отношениям в своей семье и считает их нормальными, какими бы ненормальными на самом деле они ни были. Это часто становится причиной проблем уже во взрослой жизни.

Психотравма и жизненная активность

Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.

В конце концов, Дэвику понравилось, что все взрослые вьются вокруг него, щупают ему лобик, постоянно заботятся, уделяют ему внимание. И тогда, когда его здоровье более-менее нормализовалось (а от природы мальчик был здоровым), он уже сам не хотел проявлять инициативу, всегда ждал помощи от других. Был крайне застенчивым, неуверенным в себе.

А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть. Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств. Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.

Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии

И это еще не все…

Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир. Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.

Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.

К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.

В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.

Сталкиваясь в нежном возрасте со сложной ситуацией и не сумев разрешить ее, справиться с ней самостоятельно либо с помощью взрослого, дети могут получить нарушение психики, которое даст о себе знать через многие годы в их жизни. Такова психология травмы детства.

Детский возраст – это тот период жизни человека, когда его психическое состояние особенно ранимо и подвержено влиянию извне. Дети все весомые события в их жизни пропускают сквозь себя. Если же ребенок обладает особой чувствительностью, то он буквально открыт для воздействий внешнего мира, как хороших, так и отрицательных.

Маленький человек еще не способен защищать свое сознание от всего ненужного, вредного, опасного. Он не в силах контролировать поток поступающей информации, фильтровать, проводить ее качественный мониторинг, определяя, что – положительное, а что нет, и от чего нужно укрываться. Если это яркое событие имеет в дополнение ко всему острую негативную окраску, то наверняка отголосок его навсегда будет запечатлен уже в подсознании взрослеющего человека.

Детские психологические травмы

Детская психологическая травма – результат интенсивного стрессового воздействия, чрезмерного для возможности защитных механизмов психики ребенка, который проявился при определенных обстоятельствах в их зрелом возрасте.

При травме ребенок теряет ощущение комфорта и безопасности, которые должны окружать его. На смену им приходит чувство страха, бессилия, беспомощности перед неопределенностью и переменчивостью внешнего мира: то, что вчера обеспечивало покой, уверенность, сегодня приносит боль и страдание. Те дети, которые находятся в стрессовой ситуации часто, являются группой риска, они наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.

Травматический опыт не обязательно должен быть физического характера. Главные его критерии – сила и интенсивность, вызывающие эмоциональный отклик в человеке. Чем интенсивнее будет отрицательное влияние события, тем выше возможность травмы.

Но не каждая неприятная ситуация может нанести урон психическому здоровью. Для этого она должна быть значимой, важной для ребенка. Отрицательное влияние ситуации (обстоятельств, людей), подкрепляясь весом и значимостью, и несет угрозу. Их частые повторения способны из здорового ребенка в будущем сделать невротически больного взрослого.

Источники детской психологической травмы

К причинам, являющимся потенциальными источниками психологической детской травмы, можно отнести:

  • Отделение от одного из родителей, вызванное, например, разводом. Взрослые также могут манипулировать друг другом, используя ребенка как орудие мести и управления. В таком случае ребенок невольно должен принять сторону одного из родителей, что обязывает «отделиться» от другого.
  • Опасная среда обитания. Опасность не обязательно физического, осязаемого характера. Это могут быть постоянные конфликты дома, в коллективе, где ребенок проводит много времени: моральное давление, прессинг, латентные конфликты, угнетающая тяжелая атмосфера.
  • Серьезная болезнь, смерть одного из близких членов семьи или друзей. Потеря близкого человека может спровоцировать появление неуверенности в постоянности, безопасности внешнего мира.
  • Недостаток внимания со стороны родителей. Каждый ребенок должен чувствовать их безусловную любовь и ощущать свою необходимость для самых близких ему людей. Пока он не понимает слов, которыми взрослые выражают любовь, главными показателями их привязанности для него будут поступки, внимание, уход. Малыш, порученный сам себе, растет отверженным и отчужденным. У него появляется ощущение своей ненужности, никчемности.
  • Директивы. Иногда родители закладывают «сценарий» для всей последующей жизни ребенка своими личными установками, с которыми они так и не сумели справиться, перебороть их пагубное влияние. Родительские директивы, заложенные в психику ребенка, вызывают отрицательные последствия. Влияют на формирование многочисленных комплексов, неуверенности в себе, низкой самооценки, неумения общаться с людьми в зрелом возрасте.

Симптомы и проявление травмы

Любые всплески травматических переживаний – нормальные и естественные, поэтому не нужно корить себя за проявление чувств в их адрес. Реакция на негативное событие, которое нанесло урон психике – ожидаемая. Это обычный ответ на необычные обстоятельства.

По каким симптомам можно определить наличие психологической травмы детства?

Психологические признаки:

  • Шоковое состояние, уныние, апатия, безрадостность, подавленность. Это состояние должно тянуться продолжительное время без, казалось бы, явных причин.
  • Беспричинные скачки настроения, от веселости до ярости и раздражения.
  • Чувство вины, стыда. Обвинение себя, поиск причин в себе, которые привели к отрицательным последствиям.
  • Ощущение тревоги, страха. Развивается боязнь несущественного, психологические фобии - страх темноты, тишины, громких звуков, чужих незнакомых людей, большого скопления народа, одиночества.
  • Чувство заброшенности, ненужности, ущербности.

Физиологические симптомы:

  • Ночные страхи, кошмары, бессонница.
  • Повышенное сердцебиение, тахикардия.
  • Появление хронических болей, иногда без существующей на то причины.
  • Утомляемость, постоянная усталость, бессилие.
  • Нарушение внимания и памяти.
  • Мышечные зажимы, напряжение.

Практика самопомощи: что делать с детской психологической травмой

  1. Не допускайте длительной изоляции. После любых травматических переживаний человеку может захотеться побыть какое-то время в одиночестве. Но чрезмерная изоляция, избегание общения, длительное ограничение контактов ведет к выпадению из социума. Полезна любая социальная активность.

Может казаться, что близкие не в силах помочь разрешить проблему, и не хочется навязывать им свои неприятности и переживания. Но проговорив то, что беспокоит больше всего, наверняка станет немного легче. Если с родным человеком, знакомым, другом о волнующей проблеме общаться страшно и неприятно, попробуйте довериться постороннему. Даже если кажется, что слушающий не в силах понять. В этом важна не возможность получить совет, консультацию, а выговориться, выплеснуть переживания.

  1. Продолжайте жить своей обычной жизнью. Монотонные дела, обыкновенные задачи помогут вернуться в колею. Можно заняться любой волонтерской деятельностью, помогать нуждающимся и тем, кто пережил подобные последствия психологической травмы. Тем более, понимание своей важности, необходимости для других помогают справляться с сильными травматическими переживаниями.
  2. Проявляйте чувства. Если есть желание поплакать, погоревать, поискать сочувствия – смело это делайте. Это все естественно для болезненной ситуации. Возможность выплеснуть наружу свои эмоции поможет стать на путь выздоровления. Делать это можно по-разному: прямо или косвенно через спорт, арт-терапию (театр, рисование, лепка и пр).
  3. Следите за состоянием своего здоровья. Не зря есть поговорка о связи здорового тела и духа. На стресс тело может отвечать психосоматическими заболеваниями. Состояние организма и души – два неразрывно связанные взаимозависящие элемента. Поэтому важно следить за собственным здоровьем: правильное питание, полноценный сон, хотя бы минимальные физические нагрузки, отказ от вредных привычек.
  4. Старайтесь избегать волнений и стрессов. Если же от стрессовых факторов совсем невозможно избавиться, нужно попробовать прибегать к релаксационным упражнениям, дыхательным практикам, медитации.

Когда нужен специалист

После детской психологической травмы процесс реабилитации бывает долгий и тяжелый. А иногда травматические последствия забываются сравнительно скоро, и взрослый человек вспоминает о них лишь изредка по смутным отголоскам, например, в виде снов. Это связано как со степенью, глубиной самой ситуации, которая вызвала травму, так и с личностью человека.

Имеет влияние и личный «болевой» порог человека: иногда на то, что будет не приемлемо для одного, другой просто не обратит внимания. Ведь более тревожные, внушаемые люди, холерики и меланхолики сильнее и более болезненно реагируют на события в их жизни, чем, например, флегматики, сангвиники (о темпераментах подробней читайте ).

Однако если этот период затягивается, становится чересчур болезненным, можно обратиться к специалисту или проработать самостоятельно . Критерии, по каких можно судить о необходимости вмешательства:

  • Не ладится личная жизнь, не складываются дела на работе, дома, в общении с друзьями, родными, коллегами.
  • Стойкое ощущение страха близости. Тяжело раскрыть душу, быть искренним, честным. Есть постоянная боязнь, что тот, кто находится рядом, не оправдает надежд, обязательно разочарует, разобьет сердце.
  • Человек замыкается на своих травматических переживаниях, мысленно снова и снова возвращается к тому опыту. Тщательно обдумывает, переживает воспоминания о событии, вызвавшем психологическую травму.
  • Могут появиться соматические расстройства: проблемы с пищеварением, дыханием, сном, аллергические дерматиты. Эти симптомы развиваются без понятной причины, являясь откликом организма на травму, полученную в детстве.
  • Человек начинает употреблять алкоголь, наркотики для ухода от реальности, использует другие виды химической и поведенческой зависимости.

К сожалению, в большинстве случаев влияние детской психологической травмы носит пролонгированный характер. А «выздоравливание» не просто и очень болезненно. Но через определенный период человек «восстанавливается». Защитные, компенсаторные механизмы психики реабилитируют, возвращают его к жизни, и он снова в строю. А грамотный специалист или умелый самостоятельный подход помогут сократить это время и использовать его максимально продуктивно.

Детские психологические травмы накладывают отпечаток на всю жизнь. Некоторые события могут изменить жизнь ребенка. При этом малыш может и не быть участником происшествия, а всего лишь наблюдателем. Но яркое негативное впечатление может не давать ему покоя. Не всегда ребенок может выразить свои эмоции и не всегда готов делиться с родителями. Ничего не подозревающие родители не могут понять, почему ребенок стал неуравновешенным отстает в развитии. С их точки зрения ничего экстраординарного не произошло. Ведь малыш мог стать свидетелем гибели аквариумной рыбки или сцены насилия в кинофильме. Но последствия травмы могут быть очень серьезными.

Что такое психологическая травма

Психологическая травма – это изменения в психике человека, возникающие под влиянием внешних воздействий. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания и имеет длительное воздействие.

Человек на протяжении долгого времени постоянно возвращается к событиям, вызвавшим психологическую травму, пытается их переосмыслить и переоценить. В то же время он всячески избегает похожих ситуаций. Сталкиваясь с ними против воли, он может реагировать чересчур возбужденно или, наоборот, стать безучастным.

Психологическая травма блокирует определенные действия человека, не дает ему объективно оценивать события и адекватно реагировать. Человек, переживший в детстве автомобильную аварию, боится управлять автомобилем. Взрослый, которого жестоко высмеяли в детстве одноклассники, панически боится оказаться в подобной ситуации еще раз. Причиной психологической травмы детства может быть болезнь, физическая травма, насилие, унижение, обман, предательство, разочарование, несправедливость, смерть, потеря или сильный стресс.

Вернуться к оглавлению

Разновидности критических ситуаций

Стрессовые ситуации разделяются по длительности воздействия и силе.

  1. Повседневные и скоротечные события, незначительные по воздействию. Например, опоздание в школу, утеря любимой игрушки, неловкое падение на глазах у всех, замечание или наказание учителя, ссора с другом. Такие события сами по себе не наносят ощутимого вреда ребенку, но вызывают у него неприятные ощущения. Повседневные стрессы имеют тенденцию накапливаться и развиваться в чувство неуверенности в своих силах.
  2. Неожиданное и яркое по силе событие. Автомобильная авария, сильная физическая травма или смерть близкого человека. Такие события могут нанести глубокую душевную рану ребенку.
  3. Повторяющиеся длительное время однообразные, но сильные стрессы. Мощное негативное явление, продолжающееся долго, оставляет неизгладимый след на детской психике. Это может быть физическое, сексуальное или психологическое насилие в семье или в школе.

Вернуться к оглавлению

Как дети воспринимают события

Дети очень эмоционально реагируют на все происходящие вокруг них происшествия. Они уделяют много внимания мелочам. Радостные события ярко отпечатываются в их сознании. К сожалению, трагические обстоятельства впечатляют их не менее сильно. Большинство детей вполне спокойно переживают кратковременные негативные события. Если после трагической ситуации произошли другие яркие позитивные события, эффект от психологического стресса может быть незначительным.

Но иногда даже кратковременный стресс может нанести ребенку сильную травму. Например, неожиданная смерть матери или обида. Серьезные детские травмы часто наносят сверстники. Дети нередко бывают жестокими в отношении друг друга. В то же время сами они очень болезненно воспринимают оценку своих товарищей.

Восприятие детьми трагических событий зависит от их личностных качеств, темперамента и степени участия в процессе, а также от наличия опыта восприятия подобных ситуаций.

Если негативная ситуация длится долго, малыш реагирует на нее более болезненно. Например, болезнь матери или собственная болезнь могут надломить малыша. Стремясь оградить своего ребенка от проблем, родители не рассказывают ему всех подробностей. Дети отлично чувствуют настроения взрослых. Понимая, что от него что-то скрывают, малыш сам начинает тревожиться, преувеличивая масштаб трагедии. Ситуацию может усугубить вынужденная госпитализация больной матери или самого ребенка. Разлука с родителями всегда воспринимается малышами болезненно. К этому добавляется тревога и страх. Помещенный в больницу ребенок дополнительно испытывает беспокойство в новой обстановке и в окружении чужих людей. Он чувствует себя беспомощным и брошенным.

В процессе воспитания родители также могут нанести психологическую травму ребенку, несправедливо и жестоко наказывая его. Унижения, угрозы и изоляция больно ранят малыша. Выносить психологическое насилие от самых близких людей особенно трудно.

Когда ребенка регулярно унижают, оскорбляют или бьют, у него развивается сильная психологическая травма.

Вернуться к оглавлению

Признаки психологической травмы

Психологическая травма детства может быть очень глубокой. Это болезненное состояние, при котором ребенок ощущает постоянную тревогу и страх. Он не чувствует себя в безопасности. Он может постоянно прокручивать мысленно одну и ту же травмирующую картинку, зацикливаясь на трагедии. Малыша могут мучить ночные кошмары, он может кричать во сне и просыпаться в холодном поту. Его личность разрушается. Он может стать агрессивным, неуравновешенным или, наоборот, безвольным и равнодушным. Страдает не только психическое здоровье, но и физическое. Нарушается физическое развитие, пропадает аппетит. Школьник может не справляться с учебой. У него могут появиться различные заболевания. Лечить запущенные психические нарушения, вызванные детскими травмами, иногда очень трудно. Необходимо обратиться к психологу с большим опытом работы в детской психологии. Самостоятельно справиться с проблемой практически невозможно.

В этой статье я расскажу вам все о детских психологических травмах и их последствиях во взрослой жизни. Скорее всего, в некоторых предложенных примерах вы узнаете себя. А если и не узнаете — в статье вы получите конкретную пошаговую инструкцию к тому, как проработать детскую травму и, освободившись от нее, начать жить на качественно новом уровне.

6 детских психологических травм

Детская психологическая травма – это негативное событие, которое ребенок воспринимает как жизненно важное. Это чьи-то слова или действия, в связи с которыми он сильно переживает. Во взрослой жизни это влияет на него следующим образом: все, что чем-то похоже, как-то напоминает травму, будет очень сильно задевать, цеплять, вызывать переживания и беспокойство, вызывать сильные эмоции.

Видов и примеров детских психологических травм тысячи, миллионы. Они сугубо индивидуальны и каждым воспринимаются по-разному. То, что для одного стало травмой, для другого может являться совершенно нормальным. Как правило, детские травмы наносятся ребенку родителями. Во взрослой жизни человек с психологической травмой будет относиться к себе так, как в детстве к нему относились родители.

Я представляю вашему вниманию шесть самых распространенных примеров детских психологических травм и их последствий:

Травма #1: «Спустись с небес на землю»

Хватит летать в облаках, возьмись уже за голову! Начни учиться, чтобы потом поступить в институт, получить профессию, а затем найти хорошую работу. Хватит играть на гитаре!

Таким способом родители умело лишают ребенка возможности и привычки мечтать, желать большего. Они успешно день за днем обрезают ему крылья. Результат – отсутствие фантазии, неумение посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, боязнь трудностей. Желание обходить препятствия стороной, жить в зоне комфорта. Не ждите, что ребенок с такой травмой добьется в жизни больших успехов. Хотя, для его родителей жизнь ниже среднего и будет считаться успехом.

Травма #2: «Не веди себя как ребенок»

В детстве на это можно было бы ответить: «Но я же и есть ребенок!». Но родителям невдомек. Для них важно утихомирить свое чадо, чтобы оно не выступало и не позорило их, да и вообще сидело смирно. В результате таких слов ребенок лишается самого главного – детства. Он теперь хочет как можно скорее стать взрослым или даже думает, что он уже взрослый. Рано перестает играть и веселиться и бросает свои детские привычки.


Травма #3: «Парни не плачут»

Чаще всего эта травма касается мальчиков, но и девочкам тоже порой говорят «хватит ныть». Такие фразы учат ребенка сдерживать эмоции. В детстве и со временем, во взрослой жизни, сдерживание эмоций приводит к нарушению здоровья тела и психики. Если у вас есть такая травма, вам необходимо научиться выплескивать свои эмоции наружу. Негативные эмоции, которые вы долго держите в себе, со временем поражают тело серьезными болезнями или депрессией. В связи с этим я рекомендую вам научиться безопасно проявлять негативные эмоции. О том, как это делается, читайте .

Травма #4: «Своим рождением ты все испортил»

Как бы это ни было грустно, но такая травма — одна из самых популярных. Она наносится ребенку тогда, когда родители рассказывают ему, как его рождение заставило их изменить свои жизни: маме пришлось уйти с работы, а впоследствии и насовсем забыть о карьере, папа тоже мечтал совершенно о другом — он хотел заниматься своим бизнесом, но внезапная беременность, а затем и рождение ребенка заставили его устроиться на работу с низкой и стабильной зарплатой. Мама может говорить ребенку, что из-за него у нее навсегда изменились фигура и внешность, а еще ей пришлось забросить свою когда-то насыщенную событиями жизнь.

Ребенок таких родителей начинает думать: «Лучше бы меня совсем не было на свете». Во взрослой жизни, когда эта травма давно опустилась в подсознание, человек начинает в буквальном смысле сживать себя со свету, совершая так называемый хронический суицид. Другими словами, он медленно убивает себя алкоголизмом, наркоманией, курением, а также он может неосознанно тянуться туда, где его ждет опасность.

Травма #5: «Ты не тот, кого мы хотели»

Эту травму родители наносят, сравнивая ребенка с другими, теми, у кого лучше получается что-то, а также не принимая своего ребенка. Они говорят: «Коля вон как хорошо плавает, и он даже младше тебя, а ты что? Позор!» или, например, родители представляли себе, что у ребенка будет один характер, а он вырастает совершенно не таким, каким его хотели видеть. Еще хуже, если они открыто говорят ребенку, что хотели мальчика, а родилась девочка.

Такая травма делает из ребенка крайне самокритичного человека, который во взрослой жизни начинает считать себя настоящим ничтожеством. Он будет думать, что ничего из себя не представляет, и будет пытаться подражать другим людям, не принимая самого себя. Вырастая, такой человек обладает крайне низкой самооценкой и совершенно не любит себя.

Травма #6: «Не доверяй»

Многие родители склонны учить своих детей не доверять людям. «Не доверяй никому в этом мире, не рассчитывай ни на кого, кроме себя». Ребенок начинает чувствовать себя небезопасно, а во взрослой жизни может отвернуться от людей и жить обособленно, не подпуская никого близко. У ребенка не будет доверия к миру и к людям, а значит, ему сложно будет построить отношения и завести друзей, тяжело устроиться на работу, да и вообще жить ему будет непросто.

Примеров детских травм можно привести огромное множество. Предложенные примеры связаны с особенностями воспитания. Во взрослой жизни они имеют серьезные последствия, если вбивались ребенку в голову на протяжении нескольких лет, или если фраза была сказана кем-то очень значимым для ребенка и запомнилась ему на всю жизнь.

Детские психологические травмы и их последствия формируют у ребенка низкую самооценку. Как поднять самооценку и уверенность в себе, читайте в этой .

Причиной детской травмы может послужить и конкретное событие, носящее негативный характер – физическая агрессия, направленная на ребенка или на его родителя, насилие, инцест, смерть близкого человека.

Также травма у ребенка может случиться из-за, казалось бы, незначительных событий. То, что взрослый считает небольшой проблемой или конфузом, для ребенка может обернуться настоящей катастрофой. Поэтому крайне важно поддерживать с ребенком доверительные отношения и разговаривать с ним.

Самое интересное, что если в детстве у человека произошло какое-то незначительное событие, но будучи ребенком, он считал это большим позором, то если он ни с кем не поговорит об этом, это событие он будет считать позором до конца своей жизни.

Каковы последствия детских травм? Читайте далее.

Последствия детских психологических травм

Есть два вида последствий детской травмы – две крайности:

  • Исходя из травмирующих событий детства человек на уровне подсознания решает для себя, что он любыми способами будет избегать ситуаций, которые могут вернуть его в то состояние, что он испытывал при получении травмы. Он будет стараться обойти любые события, похожие на те, которые сформировали травму.
  • Или наоборот, во взрослой жизни человек подсознательно стремится оказаться в той ситуации, в которой он снова почувствует то же, что чувствовал в детстве, получив травму.

Например, родители уехали отдыхать на курорт, а ребенка оставили у бабушки на все лето. В зависимости от возраста ребенка, последствия этого события могут быть разными. Но в одном они будут совпадать: во взрослой жизни этот «покинутый» ребенок будет всеми возможными способами избегать повтора данной ситуации. Его бросили в детстве, и теперь, чтобы не испытывать ту детскую боль, он будет, к примеру, бросать сам. Людей, дела, работу. Так он защитит себя от того, чтобы снова не испытать ту боль.

Подобное поведение мешает объективно взглянуть на ситуацию. Человек может бросать работу каждый раз, сталкиваясь с первыми же трудностями. До тех пор, пока он не разберется со своей травмой, она будет преследовать его на уровне подсознания. Переживания прошлого закроют для него новые возможности и будут мешать жить так, как хочется.

Рассмотрим обратный пример, где взрослый человек бессознательно стремится вновь испытать те чувства, которые он испытывал при получении детской травмы.

Девочка жила в созависимой семье, ее папа был алкоголиком. Периодические запои и пьяные выходки отца нанесли ей серьезную травму. Головой она решает для себя, что никогда не будет пить. А подсознательно она тянется к тем детским воспоминаниям, и во взрослости все мужчины, с которыми она заводит отношения, оказываются алкоголиками. Если она не проработает эту травму, то вероятнее всего, в будущем она повторит судьбу своей матери, выйдя замуж за алкоголика.

Помимо прочего, детская психологическая травма формирует определенные привычки, меняет характер, а значит, и судьбу.

Как проработать психологические травмы, чтобы они не повлияли на вашу жизнь? Читайте далее.

3 шага как избавиться от детской психологической травмы

Как избавиться от детской травмы и почему это так важно? Потому что наше подсознание управляет нами там, где мы до конца не осознаем, почему действуем так или иначе. Подсознание ведет нас по жизни, если мы не пытаемся это изменить и не прикладываем к этому усилий. С годами проработать травму и избавиться от ее последствий будет все труднее и труднее. Ведь чем дольше мы ведем себя определенным образом, тем плотнее цементируется этот способ поведения, и изменить его становится почти нереально.

Так как проработать детские травмы? Пошаговая инструкция:

Шаг #1: Прощение

В первую очередь вам нужно простить своего обидчика. Независимо оттого, насколько серьезную травму он вам нанес. Обиды, которые сидят в вас, мешают только вам. Храня эту обиду в своей душе, вы портите жизнь только самому себе, отдавая этому энергию, физически и морально истощаясь. Для того чтобы простить обидчика, я рекомендую вам пройти . Она поможет вам полностью, раз и навсегда освободиться от вашей детской травмы.

Шаг #2: Принятие своего одиночества

Основное следствие детской травмы, из-за которого во взрослой жизни человек продолжает страдать, — это бессознательное общение с проекциями родителя в лице окружающих людей. Пример: родитель постоянно обесценивал ребенка, его таланты, внешность, способности или упорство. Во взрослой жизни это приведет к тому, что человек будет пытаться доказать каждому, кто чем-то неосознанно напоминает ему родителя, что он чего-то стоит. Он будет добиваться успехов, безупречно выглядеть, достигать высоких целей, — и все это ради того, чтобы родитель наконец оценил его труды по достоинству и сказал, что он гордится.

Еще раз поясню, что все это происходит зачастую неосознанно, и родитель с ребенком могут уже вообще не контактировать друг с другом, или родителя давно может не быть в живых. Но при этом человек будет пытаться доказать всем вокруг (а на самом деле родителю), что он способный, целеустремленный и чего-то стоит. На самом деле, все человеческие достижения строятся на этой детской травме.

Итак, на выходе после такой травмы мы получаем настоящего Наполеона. Как же работать с этим дальше (или с любой другой детской психологической травмой)? Чтобы избавиться от этого гнетущего чувства и перестать общаться с проекциями родителя (или другого человека, который нанес вам эту травму), чтобы прекратить доказывать ему что-то, пытаться угодить, быть хорошим, правильным или сверх-уверенным, чтобы стать осознанным взрослым человеком, который сам выбирает свои действия по своему желанию, а не исходя из желаний родителя много лет назад. Чтобы прийти к этому, нужно принять свое одиночество. Принять, что вас могут обидеть, предать, ненавидеть или отвергать. Смириться с этим. Побыть в этом. Зайти в это чувство. Пожить в нем.

Это поможет вам вырасти и перестать быть маленьким ребенком, который продолжает что-то доказывать обидчику и до сих пор не может смириться с нанесенной ему травмой, не может прожить эту боль, справиться с ней. Для того чтобы все это сделать, нужно самому себе стать родителем. Сказать своему маленькому внутреннему ребенку, что теперь у него есть вы, взрослый. И вы никогда его не покинете, не предадите и не оставите одного.

Стремление что-то доказать обидчику держится на детском чувстве, что вас обязательно должны принимать, вами должны гордиться или вас должны любить. С этим чувством вы продолжаете идти во взрослую жизнь. Чтобы отпустить это чувство и признать, что вы можете быть один и можете быть нелюбимы, нужно вернуться мысленно в ту детскую травму (если их несколько, то проработать все поочередно) и войти в этот сценарий, будучи взрослым. Прийти к этому несчастному отвергнутому ребенку и дать ему все то, в чем он нуждается.

Делать это нужно много раз, регулярно, до тех пор, пока вы не почувствуете, что ваш внутренний малыш успокоился и даже стал доволен и счастлив. Осуществляйте это погружение регулярно, промежутки между медитациями должны быть одинаковыми (раз в день, в неделю, в две недели). Так, со временем вы почувствуете, что ваша травма исцелена.

Шаг #3: Любовь к себе

Вы несли с собой травму на протяжении многих лет. И избавиться от нее не получится, прочитав лишь одну статью. Вам как минимум нужно поработать над собой на протяжении нескольких недель или месяцев, чтобы освободиться от груза детских обид. Для этого я рекомендую вам, помимо выполнения медитаций, и . Полюбив себя, вы научитесь отстаивать свои границы, и даже думать о своей детской травме вы будете совершенно спокойно, как просто об одном из фактов своей биографии.

Помочь вам в этом сможет моя книга . Прочитав ее, вы научитесь менять свои мысли: она направлена на выявление и изменение страхов, сомнений и убеждений. С помощью этой книги вы займете позицию сильного человека и обретете решимость делать и думать только то, что вам необходимо, из любви к себе. Таким образом вы сможете поменять свое отношение к травматичной ситуации из детства, исцелитесь и начнете относиться к ней спокойно. Прочитать полное описание и отзывы на книгу, а также приобрести ее можно .

Полное и гарантированное освобождение

Для того чтобы добиться полного переструктурирования своей личности посредством освобождения от детских травм, лучше всего обратиться к специалисту. Ведь, как мы уже с вами поняли, психологические травмы по большей части не поддаются осознанности, а значит, самому в них разобраться крайне сложно.

Я психолог, и провожу индивидуальные . Вместе с вами на консультации мы можем выявить причины ваших травм и найдем способы освобождения от них. Я помогу вам грамотно, шаг за шагом освободиться от груза детских обид и, вздохнув свободно, начать счастливо жить настоящим совершенно по-новому.

На одной чаше весов лежит страх — на другой всегда лежит свобода!

Заключение

Надеюсь, детские психологические травмы и их последствия теперь постепенно уйдут из вашей жизни. Только не жалейте времени и сил, работайте над ними! Техники, которые я предложила, имеют фантастическое свойство действовать на подсознание. Главное – не умалять значимость этой работы, потому что детские травмы оказывают негативное влияние на все сферы нашей жизни, а иногда они формируют и всю нашу личность. Не позволяйте подсознанию управлять вами, учитесь шаг за шагом осознавать все, что вы делаете и говорите.

И не забудьте приобрести мою книгу . Она поможет вам полностью изменить отношение ко всему, что произошло с вами в детстве. Прочитать описание и отзывы, а также приобрести ее можно .

Я психолог, и работаю в психоанализе — направлении, которое помогает разобраться с детскими травмами. Самостоятельно проработать детские травмы сложно, потому что процессы, которые они запускают, по большей части не осознаваемы. Если вы действительно готовы освободиться от детских травм и их влияния на вас, вы можете обратиться ко мне за психологической консультацией по скайпу YouTube канал. Улучшайте и развивайте себя вместе со мной!

Успехов!
Ваш психолог Лара Литвинова


Практически у каждого человека имеется травма, которую он пережил в детстве и которая продолжает незаметно влиять на его жизнь. Эта травма, как правило, наносится одним из родителей или человеком, воспитывающим ребенка. Наличие травм, пережитых в детстве, заставляет людей , чтобы больше не испытывать душевную боль и . В результате люди придерживаются определенных моделей поведения, которые позволяют скрыть эту травму от всех и даже от самих себя.

Рис. Детские психологические травмы, которые мешают жить

Основные детские психологические травмы

Психологам удалось выделить 5 наиболее распространенных травм, которые люди получают, как правило, в детском возрасте.

Несправедливость

Человек получает такую травму в возрасте до 5-ти лет от родителя своего пола. Когда он вырастает, ему приходится надевать маску «Ригидность», с помощью которой он пытается добиться справедливости и совершенства во всем. Если он берется за какую-либо работу, то выполняет ее идеально, либо вовсе не берется за ее выполнение.

Тело у таких людей очень пропорционально, ведь оно должно быть совершенно, это же является справедливым! Человека, страдающего от данной психологической травмы, всегда будут ценить, но не просто так, а за что-то конкретное. Он постоянно стремиться избежать ошибок, так как боится, что его огрехи станут причиной несправедливого отношения к окружающим.

Предательство

Данную травму наносит ребенку родитель противоположного с ним пола. Мать или отец постоянно пренебрегает ребенком, отвергает его, предпочитая общество кого-то другого или постоянно нарушая данные ребенку обещания. В итоге малыш чувствует, что его предают. Вырастая, он наденет маску, которая называется «Контроль».

Его физическое тело, следуя подсознательным желаниям, навязанным травмой, развивается соответственно. Телосложение у «контролеров» крупное, часто с сильно развитыми мышцами. Они стараются заполнить собой как можно больше пространства, как бы говоря окружающим: «Мне можно доверять, я сильный и ответственный».

Унижение

С раннего возраста человек, у которого имеется такая травма, терпел оскорбления, обиды и унижения от родителей, особенно от матери. Когда она ругает ребенка при посторонних, детская психика расценивает это как унижение, а не нравоучение.

Будучи взрослыми, такие люди надевают маску под названием «Мазохист». Это значит, что они в течение всей жизни будут подсознательно стремиться попасть в ситуацию, в которой нужно будет страдать. Они постоянно будут искать унижения и проблемы. Например, женщины с такой маской выбирают себе мужей-тиранов, а мужчины - жен с тяжелым деспотичным характером.

Покинутый

Такую психологическую травму будет носить в своей душе человек, который в детстве был покинутым родителем/родителями. Возможно, они не уделяли ребенку достаточно внимания, не проявляли чувство любви и заботы. Из-за этого взрослый человек испытывает непрекращающийся информационный «голод», который пытается утолить при помощи навязчивого общения с окружающими. Маска, которую он использует, называется «Зависимость». Это означает, что человеку трудно достичь в жизни чего-либо без посторонней поддержки. Ему нужно на кого-нибудь опереться, выслушать совет и действовать согласно чужим инструкциям.

Отвергнутый

Люди, получившие в детстве эту травму, не могут . Чаще всего такой травмой страдают дети, которые не были желанными, но родились. Либо же их отверг родитель/родители. С юношества такие люди носят маску «Беглец». Кстати, их тело реагирует на подсознательное желание быть «невидимым», поэтому его телосложение, скорее всего, будет худощавым или даже тощим. Они стараются быть как можно незаметней, хотят постоянно убежать, скрыться из поля зрения окружающих, оставшись в таком комфортном для них одиночестве.

Первый шаг на пути к избавлению от травмы - ее осознание и принятие. Только потом с человеком можно . И не стоит во всем винить родителей. Ведь многие специалисты уверены, что душа заранее знает, в какое тело попадет, и какие травмы ей предстоит . Поэтому она лишь выбирает подходящих родителей, которые смогут обеспечить для нее определенные условия существования.